Ключ к решению карабахского вопроса лежит в принуждении Турции признать Геноцид армян, причем надеяться в этом вопросе на Москву или Вашингтон не стоит, а следует самим внутри страны осуществить серьезные системные изменения и направить усилия на признание Турцией Геноцида, заявил вчера на пресс-конференции член правления Социал-демократической партии "Гнчакян", экс-замминистра обороны Ваан Ширханян. По его мнению, карабахская проблема является составляющей армяно-турецкого вопроса. Посему основную угрозу Армении следует усматривать со стороны Турции, а не Азербайджана.
"ПРИНУДИТЬ ТУРЦИЮ ПРИЗНАТЬ ГЕНОЦИД и принять условия возмещения должно стать для Армении главной задачей, в тот же день Нагорный Карабах получит независимость", — заявил В.Ширханян, добавив, что это вполне реально, если все армянство мира будет сообща работать в этом направлении. Этого сегодня не делается, хотя на первый взгляд может показаться обратное. До сих пор не сформирован единый орган, предъявляющий требования. Власть в качестве такового пока выступать не может, зато может, скажем, провести в Армении форум представителей армянских общин в мире и получить соответствующие полномочия или же сформировать такой всеармянский орган.
Член правления СДПГ уверен, что в вопросе Карабаха Армении спешить некуда, статус-кво НКР вполне должен устраивать Армению до решения проблем с Турцией. Он считает маловероятным возобновление военных действий, полагая, что возможно лишь обострение конфликтной ситуации. А напряженность ситуации нагнетается искусственно, дабы ввести в регион, на границу с Ираном, миротворческий контингент или, скажем, заставить подписать соглашение между сторонами конфликта.
Комментируя заявление руководителей государств -сопредседателей Минской группы ОБСЕ, В.Ширханян отметил, что с правовой точки зрения у этого заявления нет никаких оснований. Он объяснил свою позицию тем, что конференция в Минске, в ходе которой должна была сформироваться и получить полномочия МГ, не состоялась и полномочия МГ не утверждены саммитом ОБСЕ. "Иными словами, мы имеем дело с органом, который не имеет полномочий в вопросе Карабаха, при этом все ведет к тому, чтобы президенты Армении и Азербайджана были вынуждены под давлением подписать какой-то документ, — подчеркнул В.Ширханян. — И кто в таком случае будет нести ответственность за последствия решения карабахской проблемы?" А последствиями, по его мнению, могут стать возобновление войны и исход армянского населения из Арцаха. Впрочем, за 18 лет существования МГ ОБСЕ нет ни единого документа, в котором бы одна из стран-сопредседателей или группа стран взяла на себя ответственность за последствия.
В.ШИРХАНЯН ОТМЕТИЛ, ЧТО И В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ В ЗАЯВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТОВ СТРАН — СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ МГ ОБСЕ НЕТ ЧЕТКОСТИ: "Понятно, что возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха превратит его в анклав. Как долго в таком случае через коридор можно обеспечивать существование страны? Кто будет гарантом безопасности Нагорного Карабаха? Никто сегодня не может обеспечить в случае возвращения армянских беженцев в Баку их безопасность. Подобная политическая ситуация сегодня не созрела". Он уверен, что у президентов стран-сопредседателей нет такой политической воли и они не готовы нести ответственность. Эти принципы скорее призваны поддерживать конфликт, чтобы он не затухал, но никак не установление мира, подчеркнул В.Ширханян, добавив, что их реализация станет для Армении капитуляцией и приведет к восстановлению в регионе военной ситуации.
Несмотря на эти замечания и мнения весьма пристрастных представителей стран-сопредседателей, таких как Стивен Манн, Мэтью Брайза, В.Ширханян тем не менее не против смены формата МГ ОБСЕ. Он считает, что власти Армении сегодня должны категорически отказаться от продолжения переговоров на основе Мадридских принципов, потребовать уточнения мандата МГ ОБСЕ, ее легитимизации, поскольку задача обеспечения безопасности на втором этапе, уже после подписания соглашения, не теряет своей актуальности. В.Ширханян уверен, что до тех пор, пока не будут уточнены полномочия МГ ОБСЕ, Армения должна выйти из переговорного процесса: "Если одна из стран станет гарантом, это будет куда приемлемее для Армении, чем наделенная неопределенными полномочиями группа стран, не несущих ответственности за последствия".
