В ходе внеочередной сессии парламент в первом чтении одобрил законопроект "Об общественной службе", который в определенной степени представляет собой ноу-хау в борьбе с коррупцией. Впрочем, как заметил в беседе с журналистами представлявший в НС документ председатель Совета гражданской службы Манвел БАДАЛЯН, законопроект хотя и является инструментом для искоренения коррупции, тем не менее выполнение многих его требований остается на совести и честности общественного служащего. А разработка данного законопроекта – "попытка сформировать образ нового человека, честного государственного чиновника". Согласитесь, слишком высокопарно и амбициозно, тем более если учесть царящие в обществе вообще и в сфере государственной и общинной службы в частности нравы.
ИНТЕРЕСНО, ЧТО ДОКУМЕНТ, ХОТЯ И СОДЕРЖИТ РЯД НОВОВВЕДЕНИЙ, тем не менее во время обсуждения в НС не удостоился внимания депутатов и с критическими замечания в адрес разработчиков выступила лишь вице-спикер парламента Аревик Петросян. Впрочем, по порядку.
По словам М.Бадаляна, законопроект, обобщив и вобрав в себя основные положения законов о государственной службе и об общинной службе, содержит несколько новшеств. Впервые на законодательном уровне фиксируются институты столкновения интересов, этических норм и правил поведения для всех общественных служащих, информирования, получения подарков.
"ЭТО" ПО ЗАКОНУ
По словам М.Бадаляна, в случае злоупотребления общественным служащим своим положением его коллеги обязаны проинформировать об этом вышестоящего начальника.
КОГДА ЖУРНАЛИСТЫ БЕЗ ОБИНЯКОВ назвали это обычным стукачеством, Бадалян сказал лишь, что не хотел бы употреблять данное слово, пояснив, что "ЭТО" принято во всем мире. "Я понимаю, что ЭТО пока неприемлемо как для вашего, так и для моего мировоззрения. Но ЭТО принятый во всем мире институт, и мы также должны пойти по этому пути, поскольку входим в ряд международных структур, для членов которых обязательны какие-то правила", — со скептической улыбкой сказал он.
ПОДАРКИ СОГЛАСНО ГОСТУ
Что касается подарков, то законопроект определяет, на какую сумму в течение года чиновник имеет право взять подношения. Документом предлагается ограничить эту сумму 250 тыс. драмов. Кстати, по словам М.Бадаляна, данная сумма вычислена исходя из общепринятых международных стандартов.
ПОД ПОНЯТИЕМ "ПОДАРОК" В ДОКУМЕНТЕ предполагается "любое имущество, которое не было бы предоставлено лицу, не являющемуся общественным служащим". Впрочем, подарок подарку рознь. В частности, чиновнику разрешается брать презенты от родственников, друзей и приятелей, если подношение по своей сути и размерам разумно соответствует характеру имеющихся между ними отношений.
В связи со своей профессиональной, предпринимательской и иной деятельностью подарки может брать и член семьи общественного служащего, последний при этом также может пользоваться этим подарком, но с условием, что подарок не будет воспринят как средство воздействия на чиновника. "Понимаю, что все это для нас ново и чуждо, но думаю, что со временем привыкнем", — заметил журналистам М.Бадалян.
СОВЕСТЬ ЧИНОВНИКА
Другое новшество документа – институт столкновения интересов призван исключить частный интерес у лиц, занимающих высокие должности. Бадалян считает неприемлемым, когда чиновник (или его родственники) имеет собственный бизнес в какой-либо сфере и при этом сам же возглавляет эту сферу.
"СЕГОДНЯ У НАС ЕСТЬ ТАКИЕ СЛУЧАИ, но поскольку нет правовой основы для запрета, мы по сути приспособились к этой реальности, — отметил председатель Совета гражданской службы. — После принятия закона каждый назначаемый на пост общественный служащий будет обязан раскрыть свой возможный интерес, однако все равно придется уповать на совесть и честность общественного служащего".
Законопроект обязывает чиновника во время назначения на должность или в ходе исполнения обязанностей, в частности, информировать своего начальника о характере и размере своих личных интересов. Своего скептического отношения не скрыла Аревик Петросян, ибо законопроектом внедряется идея, однако содержание и ситуативные решения остаются в плоскости правительственных решений.
НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКИ
Если законопроект войдет в силу, то с 1 января 2011 года потеряет силу Закон "О декларировании физическими лицами своих доходов и имущества". Последний, по словам М.Бадаляна, распространяется на очень широкий пласт наших сограждан, которые по сути не входят в рисковую группу.
НОВОВВЕДЕНИЕМ ЭТИ РАМКИ СУЗЯТСЯ ПРИМЕРНО ДО 500 ЧИНОВНИКОВ. Декларирование доходов и имущества перейдет в рамки этических норм: данный законопроект обязывает высших должностных лиц представлять пока еще непонятную декларацию столкновения интересов. Непонятную, потому что содержание этой самой декларации регулируется не законом, а решением правительства. Фактически столь долго и трудно проталкиваемый закон теряет силу, уступая место подзаконному акту, заметила А.Петросян. По ее мнению, законопроект явно нуждается в серьезной доработке, поскольку в нем даются лишь общие этические принципы из цикла азбучной истины, как то: уважение в отношении государства и права, служение обществу и народу, беспристрастность, чувство ответственности и т.п. Собственно, перечень этических правил опять же должно сформулировать правительство своим решением.
ПОКАЖИТЕ ХОТЬ ОДНОГО
Нарушение этих пока еще не существующих правил чревато серьезными дисциплинарными взысканиями — вплоть до увольнения, которые назначает комиссия по этике высших должностных лиц. Она будет состоять из пяти членов, которых сроком на 5 лет назначает президент по представлению премьера, председателей КС, Кассационного суда, генпрокурора, Общественного совета. Тут еще следует отметить, что в функции этической комиссии входит, в частности, "анализ декларации интересов", раскрытие столкновения интересов, исследование опубликованных в СМИ или "проинформированных" случаев нарушения высшими должностными лицами правил этики.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО СУБЪЕКТОМ ОБСУЖДЕНИЙ ЧЛЕНОВ ЭТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ могут стать вопросы тех же должностных лиц, которые их выдвигали, обратила внимание на допущенный в законопроекте кикс А.Петросян. Причем члены комиссии должны быть беспартийны и не работать в государственных органах или органах местного самоуправления, но при этом работа в комиссии – исключительно на общественных началах, зарплата за нее не полагается. По словам М.Бадаляна, предполагается, что членами комиссии, которая будет принимать для высших должностных лиц, быть может, судьбоносные решения, должны быть уважаемые, кристально честные люди с высокими моральными принципами, занимающиеся исключительно научной, творческой, общественной деятельностью, чьи решения не будут подлежать обсуждению.
Если учесть, что шкала ценностей нашего общества сильно смещена и уважения в сегодняшнем обществе удостаиваются люди с абсолютно противоположными качествами, то становится понятен скепсис самого г-на Бадаляна в отношении данного законопроекта вообще. По его словам, при разработке законопроекта был изучен опыт разных стран, но не нашлось такого опыта, который был бы полностью понятен и который можно было бы представить в армянской действительности. Посему, мол, правительство пока находится в поисках решений, если это удастся, то успешным будет и наше общество…
Председатель Совета гражданской службы уверен, что инструмента по измерению этики нет и состряпать его лишь законами и подзаконными актами очень трудно: "Это должно быть определено нашими правилами поведения. Тот, кто нарушит нормы и правила этики, должен стыдиться за содеянное. Но, к сожалению, наше общество сегодня пока не доросло до этого". Интересно, что в течение всей беседы с журналистами г-н Бадалян не мог скрыть собственного ироничного отношения к законопроекту. К документу, разработанному его ведомством явно для галочки перед Советом Европы и GRECO, членством в которых, собственно, и продиктованы нововведения…