Логотип

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЛИ ПЕРЕДЕЛ?

До сотни армянские частные вузы не дотянули совсем немножко. Лет десять назад, когда пооткрывались десятки частных вузов, в ходу была даже шутка: каждому студенту – по университету. В конце 1990-х — начале 2000-х, когда, арендовав пару-тройку комнатушек в какой-нибудь школе или заброшенном НИИ и набрав столько же студентов, не в меру шустрые дяденьки и тетеньки "основывали" университеты, Министерство образования щедро выдавало им лицензии, надеясь на саморегуляцию образовательного рынка. Однако, поскольку сам диплом о высшем образовании (а не собственно высшее образование) является столь же необходимым атрибутом в доме каждого армянина, как и сервиз "Мадонна", естественный отбор на рынке высшего образования забуксовал. Видимо, поэтому Минобр сменил пряник на кнут и уже два с половиной года проводит суровые проверки в коммерческих вузах, фиксируя сплошное несоответствие условиям лицензии…

Между тем существует и другая, кстати, не менее жизнеспособная версия: проверки проверками, однако на самом деле имеет место передел весьма прибыльного бизнеса, коим является коммерческое образование. И толчком для этого стала демографическая ситуация: спад, случившийся в начале 90-х, отразился на количестве абитуриентов последних лет. Впрочем, судите сами.

НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, то есть вуз не обладает необходимым минимумом преподавателей с учеными степенями, в штат вуза зачислены менее половины преподающих в заведении лекторов. Не соответствует требованиям, а то и вовсе отсутствует учебный план. Аналогичная картина по части учебных программ. Последние в большинстве своем либо не приведены в соответствие с рассчитанными по учебному плану часами, либо не имеются в наличии. Кроме того, в вузе обучают специальностям, которые не имеют аккредитации, следовательно, государственной аккредитации не получил и сам вуз. Отсутствует или фиктивно значится база для студенческой практики. Занимаемая вузом площадь вдвое, а то и втрое недостаточна для организации учебного процесса, согласно заявленному вузом количеству студентов, да к тому же не заверена в нотариальном порядке и не зарегистрирована в территориальном подразделении Госкомкадастра недвижимости. Это основной, ставший уже классическим перечень нарушений, обнаруживаемых инспекторами в ходе проверок в частных вузах.

На сей раз результатом проверок в 28 негосударственных высших учебных заведениях стало то, что 8 вузов полностью лишились государственных лицензий (университет имени Монте Мелконяна сам подал заявление о прекращении своей деятельности), частично (лишь по некоторым специальностям) отозваны лицензии еще 6 вузов. Мониторинг проводился по программам бакалавра, дипломированного специалиста и магистра, и нарушения были выявлены по всем позициям.

На пресс-конференции по итогам заседания Комиссии по лицензированию осуществления образовательных программ ее председатель, замминистра образования Ара Аветисян заявил, что многие учебные заведения в Армении называют себя университетами, не являясь таковыми на самом деле, что во многих вузах учебные программы, аккредитованные Министерством науки и образования Армении, не соответствуют требуемым нормам. Уважаемый замминистра, бессменно занимающий этот пост на протяжении вот уже десяти лет, констатировал то, что было известно всем, только не Минобру.

ВООБЩЕ УДИВИТЕЛЬНО, ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР НЕ ЗАПРЕЩЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ коммерческих вузов по неаккредитованным специальностям. Ведь если уж аккредитованные находятся в том плачевном состоянии, о котором говорит г-н Аветисян, то чего уж говорить о неаккредитованных. Кроме того, диплом государственного образца выпускнику, окончившему вуз по неаккредитованной специальности, не светит, хотя и по этому поводу многие ректоры-коммерсанты при приеме абитуриентов предпочитают не распространяться, если не врать откровенно. В свое время бывший министр образования Спартак Сейранян, говоря о чистке в системе высшего образования, отмечал, что, если вуз не в состоянии аккредитовать какую-либо специальность, Минобр запретит ему проводить образование по данной специальности. Если вуз не может обеспечить аккредитацию своих специальностей и, следовательно, не получает государственную аккредитацию, он автоматически должен приостановить свою деятельность. Так почему же государство в лице Минобра до сих пор не оградило своих молодых граждан от перспективы пополнить ряды дипломированных безработных?!

Удивительно и то, что Минобр только в последние 2,5 года всерьез взялся за коммерческие вузы, фактически предоставив последним почти полтора десятилетия свободно калечить молодежь, с позволения сказать, высшим образованием. Ведь часть лишившихся лицензий вузов имеет более чем 10-летнюю историю. А это значит, что в середине 90-х они получили от Минобра добро на свою деятельность, в начале 2000-х повторно подтвердили в том же Минобре действие лицензии… Дважды служба лицензирования и аккредитации Минобра, несмотря на несоответствие условиям лицензирования, к примеру, на не заверенную в нотариальном порядке и не зарегистрированную в территориальном подразделении Госкомкадастра недвижимости занимаемую вузом площадь, выдавала этим образовательным учреждениям лицензии. Можно, конечно, возразить, мол, лучше поздно, чем никогда, можно приветствовать приговор комиссии – приостановить действие лицензии, но факт тайны принятия самого решения лишь прибавляет сомнений по поводу объективности и непредвзятости комиссии. Почему у одних отобрали все лицензии, у других – лишь часть? Может, прикрыть надо было всех?!

НЕ МЕНЕЕ УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО НА СЕЙ РАЗ СТУДЕНТЫ ЛИШЕННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ ВУЗОВ СМОГУТ ПРОДОЛЖИТЬ УЧЕБУ не только в коммерческих, но и в государственных учебных заведениях Армении, если обучались по аккредитованной специальности. Полтора года назад, когда в середине учебного года (в феврале 2009-го) комиссия лишила лицензий 13 вузов, оставшимся за бортом более 1100 студентам было разрешено продолжить обучение лишь в частных вузах, о продолжении учебы в государственных и речи быть не могло. Специально для них на сайте Минобра был размещен список частных вузов, куда эти студенты могли обратиться. А распоряжением министра образования в новом вузе пришлые студенты получили возможность обучаться по расценкам своего бывшего вуза, если цена за обучение там была ниже. Даже при таких условиях из более 1100 заявление на перевод подали около 560 человек, из которых в итоге продолжили обучение 350 студентов.

Теперь же своих альма-матер лишились 2 тысячи студентов. Им, повторимся, предоставляется возможность продолжить обучение как в частных, так и в государственных вузах. Однако на сей раз никаких финансовых поблажек для пришлых студентов не будет, поскольку, как сообщил А.Аветисян на пресс-конференции, министерство не может принуждать вузы. Стоит ли напоминать, что плата за обучение в коммерческих вузах, как правило, минимум в 2 раза ниже, чем в государственных. Это с одной стороны. А с другой — в частные вузы обычно идут те абитуриенты, которые либо провалили вступительные экзамены, либо сильно недобрали баллы. Выходит, теперь Минобр считает в порядке вещей уравниловку, если позволяет сидеть рядышком на одной скамье прошедшему и провалившему вступительные экзамены. Выходит, что, к примеру, срезавшимся этим летом абитуриентам достаточно "удачно" выбрать частный вуз (который после намеченных на октябрь проверок лишился бы лицензии), чтобы позднее получить студенческий билет государственного?!

Между тем следует заметить, что никаких законодательных или иных изменений с февраля 2009 года не произошло, просто тогда студентам разрешили продолжить обучение только в частных вузах потому, что были проблемы с платой за обучение. Об этом сообщил в беседе с "ГА" начальник управления лицензирования Минобра Мовсес Мовсесян. Это объяснение г-н Мовсесян нашел после тщетных попыток убедить корр. "ГА" в том, что и в феврале 2009-го студентам разрешалось продолжить обучение в государственном вузе.

Отметим, что сегодня в Армении насчитывается около 45 коммерческих вузов, в 30 из них в октябре намечены проверки, которые, как пообещал М.Мовсесян, впредь будут носить периодический характер. И сколько коммерческих вузов в итоге выпадет в осадок, покажет время.