Логотип

ОБСУЖДАЮТ ЗАКОНОПРОЕКТ «О СОБРАНИЯХ»

Разработанный офисом защитника прав человека новый законопроект "О собраниях", призванный заменить существующий закон "О проведении собраний, шествий, демонстраций и митингов", вступил в фазу общественных обсуждений.

Во вторник состоялось первое такое обсуждение с участием правозащитников, экспертов, представителей парламентских фракций, международных организаций и правительства. Законопроект будет введен в обращение после получения официального заключения Венецианской комиссии, которое ожидается 16 ноября. Основанием же для разработки нового законопроекта стало заключение, к которому пришел омбудсмен в опубликованном им весной внеочередном докладе, всесторонне исследовав ситуацию со свободой собраний и проблему правового урегулирования сферы.

КАК ОТМЕТИЛ САМ АРМЕН АРУТЮНЯН, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ДОКУМЕНТ существенно отличается от действующего закона как по форме, так и по содержанию. По его словам, действующий закон придерживается того подхода, что организация собраний – это результат разрешения административного органа, а не конституционное право граждан. Так что в сравнении с ним новый законопроект является даже не шагом, а несколькими шагами вперед, поскромничал омбудсмен, добавив, что документ отличается также краткостью и четкостью положений.

В целом в законопроекте собрания разделяются на 2 группы: уведомлению подлежащие и не подлежащие. К последним относятся собрания с сотней участников или стихийные собрания. Авторы попытались уточнить с правовой точки зрения процессы уведомления, обсуждения этого уведомления, а также принятия решения полномочным органом. Законопроект содержит, в частности, такие нововведения, как институт переговоров между полномочным органом и организаторами. Омбудсмен уверен, что с обретением данным документом законной силы полномочному органу общими фразами при отказе в проведении собраний более не отделаться. Не пройдет и отказ в проведении собрания по причине организации иного мероприятия на том же месте в том же часу. В этом случае нужно найти вариант, удовлетворяющий все стороны: и собрание, и мероприятие должны пройти либо в заявленном месте, либо оба – в других местах. И это, по мнению А.Арутюняна, оптимальный вариант правового решения вопроса.

Еще одно новшество касается затягивания полночного органа с принятием решения. В этом случае организаторы имеют право провести собрание. Кстати, по словам депутата от АРФД Арцвика МИНАСЯНА, дашнакцаканы, руководствующиеся принципом "если что-то не запрещается, значит, можно", не раз сталкивались с обратным явлением, когда чиновники, указывая на действующий закон, отмечали: если не написано "разрешается", значит, нельзя. Посему, мол, в проекте необходимо было отметить, что, в случае если полномочный орган не вынес своевременно решение, полиция не должна вмешиваться в проведение собрания. По мнению депутата, наряду с положительными изменениями в законопроекте немало недоработок. В частности, в проекте нет достаточной четкости, и многие существующие сегодня проблемы могут возникать и после принятия нового закона.

АРМЕН АРУТЮНЯН, НАОБОРОТ, УВЕРЕН, ЧТО ЕСЛИ МИТИНГ НЕ САНКЦИОНИРОВАН, но проходит мирно, то полицейские не имеют права останавливать его, более того, обязаны оказывать ему содействие. Он добавил, что, согласно оценке БДИПЧ/ОБСЕ, запрет на проведение митинга должен рассматриваться в качестве крайней меры. Омбудсмен подчеркнул, что по действующему закону малейшее правонарушение является основанием для прекращения митинга, а в случае принятия нового закона это уже невозможно будет сделать.

Существенные преимущества законопроекта в сравнении с действующим законом отметила также участвовавшая в обсуждении заместитель председателя Венецианской комиссии Финола ФЛАНАГАН, по словам которой очевидно, что реформирование идет в верном направлении, ибо документ стал четче и яснее для общественности. Впрочем, международные эксперты не обошлись лишь положительными откликами. Директор Белфастского института исследований конфликтов Нил ДЖАРМАН отметила, что некоторые статьи проекта не соответствуют Европейской конвенции по правам человека. Одно из положений, в частности, ограничивает право участия в собраниях служащих в вооруженных силах и правоохранительных органах. Кроме того, по словам Н.Джарман, документ содержит размытые понятия, которые при желании можно толковать по-разному. К примеру, полномочный орган может выдвинуть определенные условия организаторам собрания, если последнее "может повлечь неадекватное нарушение интересов общественности", а может и вовсе запретить, если организаторы намерены провести мероприятие "на таком расстоянии от правительственных зданий, которое помешает их деятельности". Непонятен, по мнению эксперта, и пункт, в котором оговаривается возможность применения полицией спецсредств, ибо остается неясным, что именно подразумевается под последними. "Если применение силы, то следует об этом четко написать, кроме того, в статье должно говориться о необходимости и адекватности применения силы", — прокомментировала проект Н.Джарман, подчеркнув, что в целом законопроект очень хорош, а недостатки нужно доработать.

Помощник главы государства Геворк КОСТАНЯН назвал законопроект прогрессивным, отметив, что документ призван свести к минимуму любые проявления произвола и гарантировать право, исключая при этом случаи злоупотребления со стороны государства или государственного органа, которые могут привести к признанию Европейским судом факта нарушения. По словам Г.Костаняна, проект можно отнести к процессу реализации предложений временной парламентской комиссии по событиям 1-2 марта, в заключении которой вопрос о разработке нового закона о собраниях и законодательной базы был выделен особо.