Вчера парламент выбрал защитника прав человека. За безальтернативную кандидатуру Карена Андреасяна, выдвинутого фракцией РПА, проголосовали 83 депутата. Против высказались 13, а 1 бюллетень признан недействительным. В голосовании приняли участие 97 депутатов. Отметим, что фракция "Наследие" в работе парламента с понедельника не участвует, фракция АРФД, казалось бы, сориентировавшаяся в отношении К.Андреасяна положительно, после дебатов решила проголосовать против. Медвежью услугу сослужили озвученные с трибуны советы бывшего преподавателя К.Андреасяна, республиканца Рафика Петросяна. Впрочем, по порядку.
КАК И ПОЛАГАЛОСЬ, КАНДИДАТ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ произнес речь, в которой обещал защищать права и свободы граждан. А поскольку ранее он удостоился шквала критики СМИ из-за законодательной инициативы по декриминализации клеветы и оскорбления, он отдельно остановился именно на свободе выражения мнения, отметив, что отнюдь не сожалеет о своем детище и что законопроект — это шаг вперед. Вместе с тем он понимает, что законы должны применяться не во зло, и пообещал вместе с журналистами бороться за адекватное назначение судами наказаний, которые должны послужить не вопреки, а во имя свободы выражения мнения. К.Андреасян пообещал воспользоваться доселе не применявшимся его предшественниками правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении нарушителей. Он намерен также работать с различными госорганами, на которые чаще всего поступают жалобы от граждан, с целью изменить отношение сторон друг к другу. К.Андреасян надеется, что возрастет число обращений граждан в возглавляемый им офис защитника прав, ибо это будет свидетельством повышения доверия. Намерен он вместе со СМИ повысить информированность населения о том, в каких случаях следует обращаться к омбудсмену, готов работать со специализирующимися в различных областях правозащитными организациями, надеется на то, что будет иметь представителей в марзах. Политикой К.Андреасян заниматься не будет, но отлично осознает, что в этом случае политика займется им. Посему, дабы избежать этого, он заявил, что "проблема, боль, защита прав одного человека для него важнее аплодисментов и одобрения целой группы людей".
Тут, поймав кандидата на слове, независимый депутат-мажоритарник Лева Хачатрян заметил, что, несмотря на подобное утверждение, кандидат в омбудсмены тем не менее не посчитал нужным встретиться ранее с одномандатниками. Это — упущение руководителя выдвинувшей сего кандидата фракции Галуста Саакяна, заметил спикер. А сам Андреасян отметил, что инициатива исходила не от него, кроме того, закон предусматривает лишь "презентацию" кандидата и его ответы на вопросы депутатов в ходе заседания парламента.
"КАКИХ-ЛИБО ПРЕДУСЛОВИЙ ВЫДВИНУВШАЯ МЕНЯ ПОЛИТСИЛА НЕ СТАВИЛА, я не обязан ей, я в равной степени обязан быть объективным ко всем партиям", — заявил К.Андреасян, отвечая на вопрос Л.Галстян (АРФД), сохранит ли он объективность, если после выборов в 2012-м расклад на политическом поле изменится. Оценивая по просьбе депутата уровень защищенности политического меньшинства, он отметил, что "защищенность политического меньшинства нигде не абсолютна", добавив: "нельзя оценить удовлетворительно, но развиваются институты, позволяющие функционировать политменьшинству и решать стоящие в повестке задачи". К.Андреасян отказался выразить позицию относительно наличия или отсутствия в стране политзаключенных, заметив, что для этого необходимо ознакомиться с делом каждого.
На замечание Арцвика Минасяна (АРФД) о неконституционности положения закона "О защитнике прав человека", оговаривающего выдвижение кандидата в омбудсмены 1/5 депкорпуса, поскольку всего 23 оппозиционных депутата нынешнего парламента не могут выдвинуть альтернативную кандидатуру, К.Андреасян отметил, мол, смогли бы, если бы объединились с мажоритарниками.
Отвечая на вопросы дашнакцакана о защищенности избирательного права, кандидат отметил, что в Армении нет абсолютно защищенного права, а вот насколько защищено то или иное право, он не скажет, поскольку его ответ сразу же будет политизирован. Он согласился с депутатом в том, что основой многих основополагающих свобод является реализация избирательного права, посему готов встретиться с членами инициированного АРФД Движения в защиту избирательного права и даже сотрудничать.
Вот тут-то и выступил Рафик Петросян, который прежде всего сказал много лестных слов в адрес своего бывшего студента. Что же касается предъявляемого законом об омбудсмене требования к кандидату иметь авторитет в обществе, то республиканец, признавшись, что сам был автором этого постулата, тем не менее считает, что авторитет — понятие относительное, мол, не нужно зацикливаться на этом. Как преподаватель, он указал К.Андреасяну на допущенную ошибку, не надо, дескать, изъявлять готовность сотрудничать с Движением, и посоветовал экс-студенту держаться в стороне от различных течений, сохраняя объективность, и не повторять ошибок прежнего омбудсмена, впадая в крайности. Реакция дашнакцаканов ждать себя не заставила. В.Ованнисян заявил, что фракция АРФД будет голосовать против.
Образован, принципиален, храбр — такова оценка коалиционных фракций, данная кандидату. А по мнению Ованеса Маргаряна ("ОЕ"), нет, пожалуй, обстоятельств, которые могут быть сильнее принципиальности К.Андреасяна. Эту оценку депутат дал, исходя из опыта собственного сотрудничества в прежние годы с Андреасяном. А вот независимый депутат Виктор Даллакян и вовсе уверен, что, поскольку первый омбудсмен был уволен, второй ушел сам, это свидетельствует о том, что защитник прав человека нуждается в защите.
