Под занавес последней четырехдневки парламент большинством голосов одобрил в первом чтении пакет законодательных изменений в закон "Об адвокатуре" и в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, определяющий социальные необеспеченные группы, которым будет предоставляться бесплатная юридическая помощь теперь уже и по гражданским, конституционным и административным делам. Впрочем, разработанные правительством при участии адвокатов и международных экспертов поправки предполагают ряд и других нововведений.
КАК ОТМЕТИЛ ПРЕДСТАВЛЯВШИЙ ЗАКОНОПРОЕКТ МИНИСТР ЮСТИЦИИ ГРАЙР ТОВМАСЯН, необходимость в изменениях в соответствии с положением Конституции о праве на юридическую помощь обусловлена стремлением расширить рамки последней в законе "Об адвокатуре". Поскольку именно этим законом определяются масштаб, рамки и порядок осуществления права на юридическую помощь. Кроме того, предлагаемыми поправками правительство пытается решить как внутриструктурные проблемы Палаты адвокатов (ПА), так и уточнить в плане расширения права и гарантии адвокатов. Авторы также вознамерились повысить качество адвокатской помощи, для чего предусмотрели касающиеся формирования адвокатского корпуса определенные процедуры. Более того, предполагается создать адвокатскую школу.
Что касается бесплатной юридической помощи, то, по словам Г.Товмасяна, рамки ее предоставления действующим при Палате адвокатов офисом общественного защитника слишком узкие: уголовные, алиментные дела да возмещение ущербов — здоровью и из-за потери кормильца. Инициаторы законопроекта предлагают расширить рамки финансируемой государством юридической помощи и предоставлять ее, исходя не из категории судебного дела, а учитывая социальное положение конкретного человека, нуждающегося в юридической помощи. Последняя, кстати, предполагает как представительство в суде, так и предоставление качественной юридической консультации, а том числе в отношениях с административными органами. Как подчеркнул Г.Товмасян, помощь (инвалидам, ветеранам труда, Отечественной войны и участникам военных действий, социально необеспеченным) будет предоставляться в случае как уголовных, гражданских, административных дел, так и при обращении в Конституционный суд.
Проблемы организационного характера у ПА иногда возникают из-за растущего числа адвокатов. В настоящий момент, к примеру, их количество перевалило за 700. И созвать весь адвокатский корпус для обсуждения порой требующих неотложного решения вопросов бывает зачастую технически сложно, если не невозможно. В качестве решения подобных структурных проблем авторы законопроекта предлагают поправки, согласно которым ПА сможет провести обсуждения и голосования без физического присутствия всех адвокатов в одном месте и решать таким образом имеющие важное значение неотложные задачи.
В ПЛАНЕ УТОЧНЕНИЯ ПРАВ И ГАРАНТИЙ АДВОКАТОВ, ПО СЛОВАМ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ, поправки предполагают как бдительность адвокатов во время исполнения ими своих профессиональных обязанностей, так и уверенность в том, что они защищены законом от пристрастности судебных и административных органов. Кроме того, необходимо, чтобы адвокатам были даны четкие гарантии по поводу того, что, выполняя свои обязанности, защищая своих клиентов, они (адвокаты) будут защищены от незаконных проверок, обысков и допросов, уверен министр. Он также убежден в том, что эти права обязательны для наличия развитой адвокатской службы.
И еще одно новшество данных законодательных поправок — адвокатская школа. Необходимость в ней, по словам Г.Товмасяна, обусловлена тем, что далеко не всегда имеющие на руках лицензию адвокаты владеют соответствующим опытом и знаниями и могут эффективно защищать своих подопечных. Выход из создавшегося положения авторам законопроекта, учитывая в том числе и международный опыт, видится в создании в Армении адвокатской школы. Из разных существующих за рубежом вариантов выбор пал на тот, согласно которому в адвокатской школе следует успешно проучиться 2 года еще до получения лицензии. Кроме теоретических знаний слушателям постараются привить умения и навыки, касающиеся организации работы адвоката. Разумеется, будет и практика, испытательный срок, который студенты школы пройдут у практикующих адвокатов.
Парламентская комиссия по защите прав человека и общественным вопросам дала законопроекту положительное заключение. Как отметил зампредкомиссии Р.Петросян, данные поправки носят институциональный характер, упорядочивая все имеющиеся на сегодня проблемы. По его словам, заложенное в сути законопроекта новое правовое мышление привело к тому, что теперь на законодательном уровне отменяется старое, оставшееся с советских времен, согласно которому адвокат обязан способствовать обеспечению законности и помочь в этом суду. Теперь же, изъяв из закона это положение, стороны де-юре рассматриваются в качестве конкурирующих сторон, и адвокат не обязан помочь суду в установлении законности. Вообще, изъяв из действующего нормативного акта множество ограничивающих адвоката пунктов, авторы максимально приблизили закон "Об адвокатуре" к существующим зарубежным аналогам, позволяющим полноценно защитить права человека.
ВПРОЧЕМ, У Р.ПЕТРОСЯНА БЫЛИ И ЗАМЕЧАНИЯ. В частности, он не согласен с тем, что, в случае прекращения лицензии, адвокат имеет право обратиться повторно за ней спустя лишь 2 года. По мнению Р.Петросяна, это слишком большой срок. Не согласен он и с тем, что если после получения лицензии человек не занимается адвокатской деятельностью в течение 6 месяцев, то она теряет силу. А это уже, по Петросяну, слишком короткий срок. Раскритиковал он и то, что в законопроекте никак не учтены ученая степень и длительный стаж работы на высоких руководящих постах в сфере юстиции. Что кроме судей и прокуроров, имеющих хотя бы 3-летний стаж работы, все остальные для адвокатской деятельности должны сдать экзамены на получение лицензии. Р.Петросян считает, что все эти недочеты необходимо доработать в законопроекте ко второму чтению.
