Логотип

РАВНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ?

Чуть более полутора лет назад президент вернул в Национальное Собрание пакет законодательных изменений в Избирательный кодекс, которым лишались неприкосновенности кандидаты в депутаты, в руководители общин и в члены Совета старейшин, члены Центризбиркома и областных избиркомов, наделенные этим правом действующим тогда Избирательным кодексом. Таким образом, круг лиц, пользующихся неприкосновенностью, ограничивался президентом, депутатами, судьями и защитником прав человека.

ОДНАКО ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ЗАКОН НЕ ПОДПИСАЛ и вернул его в парламент с замечаниями и предложением не лишать права неприкосновенности кандидатов в президенты. Логика была следующая: поскольку президент может баллотироваться еще раз, то во время важных для страны выборов необходимо, чтобы для всех кандидатов были предусмотрены равные условия. Именно поэтому президент предложил уравнять правила игры для всех участников.

Впрочем, тот же вопрос равных условий, не менее актуальный и для кандидатов в депутаты, остался открытым, потому как ожидалось, что в рамках конституционных изменений будет обсужден вопрос лишения неприкосновенности депутатов. Но о конституционных изменениях плавно забыли, вышеозначенные поправки потеряли силу, поскольку на смену прежнего ИК пришел обновленный, принятый в мае 2011-го. Однако вопрос равных условий в плане неприкосновенности остался открытым. Причем для кандидатов как в депутаты, так и в президенты.

Дело в том, что, согласно соответствующим статьям основательно обновленного Избирательного кодекса о равноправии кандидатов, кандидаты в депутаты и в президенты имеют равные права и обязанности, вытекающие из статуса кандидата. Последний приобретается после регистрации. А установленные ИК права и обязанности распространяются на кандидата в депутаты Национального Собрания до окончания срока, установленного для оспаривания решения избирательной комиссии об избрании депутата, а в случае оспаривания этого решения – до решения Конституционного суда. Впрочем, нас в данном случае больше интересует пункт, касающийся неприкосновенности. Так вот. Кандидат в депутаты, избранный депутат до вступления в полномочия депутата может подвергаться задержанию или аресту, либо в его отношении может быть возбужден вопрос о привлечении к ответственности в судебном порядке. Правда, для этого потребуется согласие Центризбиркома. Причем свое решение ЦИК должен принять не менее чем двумя третями голосов.

КТО-ТО МОЖЕТ ВОЗРАЗИТЬ, МОЛ, ВСЕ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, КУДА УЖ РАВНОПРАВНЕЕ. Однако, напомним, что Конституция наделила действующих депутатов неприкосновенностью. Депутата нельзя привлекать в качестве обвиняемого, подвергать задержанию или возбуждать в отношении него вопрос о привлечении к административной ответственности в судебном порядке без согласия Национального Собрания. Тот же Основной Закон оговаривает, что срок полномочий Национального Собрания завершается в момент созыва первого заседания вновь избранного Национального Собрания. То есть нынешние депутаты сложат свои полномочия со всеми вытекающими из их статуса неприкосновенными "последствиями" лишь 24 мая, когда будет созвана первая сессия Национального Собрания 5-го созыва и парламент 4-го созыва станет историей. Иными словами, баллотирующиеся в НС действующие депутаты из-за недоработки, из-за допущенного кикса оказываются равнее остальных пользующихся равными правами и обязанностями кандидатов в депутаты.

И еще один, на наш взгляд, любопытный нюанс. Действующий Избирательный кодекс освобождает кандидата в депутаты от мобилизаций, учебно-тренировочных сборов и… срочной военной службы. Правда, до официального опубликования итогов выборов. Ну а после, следует полагать, что оставшиеся за стенами НС кандидаты пойдут отдавать долг родине, а прошедшие в парламент спокойно отсидят призывной возраст в депутатском кресле, прибавив еще один минус к бытующему в народе не сильно положительному облику депутата. Какой имидж народного избранника может пропагандировать не отслуживший в армии депутат? Поверят ли люди его патриотическим (особенно касающихся армии) речам, произносимым с высокой парламентской трибуны? И вообще, почему бы среди обязательных условий для регистрации кандидата не указать службу в армии?