Логотип

ТРЕУГОЛЬНИК БЕЗОПАСНОСТИ?

Специфика документов, связанных с системой национальной безопасности каждого из признанных международным сообществом государств Южного Кавказа, заключается в том, что все они разрабатываются в условиях, когда новая политическая карта обозначенного региона ввиду наличия ряда неразрешенных конфликтов еще находится в стадии становления. Данная особенность формирует объективные предпосылки рассматривать очерчиваемые сегодня перспективные контуры в качестве "переходных стратегий". Вместе с тем нельзя не отметить, что внутрирегиональные конфликты, наличие коих и позволяет нам судить о подобных разработках, именно как о "переходных", представляются в качестве своеобразной — ожидающей своей скорой реконструкции — надстройки; базовыми следует считать вполне конкретные тезисы и определения, которые действительно ориентированы уже на более долгосрочную перспективу.
Именно этим фактором и обуславливается схожесть разрабатываемых в настоящее время документов, о содержании и акцентуации которых мы можем судить по ряду обнародованных докладов и отдельных заявлений компетентных чинов. Сопоставление соответствующих документов дает основание говорить, что за исключением весьма существенных глав, касающихся непосредственно конфликтов (карабахского, абхазского, югоосетинского) , и соответствующих подходов каждого из региональных государств к путям их урегулирования, позиции Еревана, Тбилиси и Баку во многом схожи. В первую очередь это объясняется тем, что все они формируются в том числе в рамках партнерства с НАТО, что проявляется также и в сходствах их названий.
Грузия
Программа индивидуального партнерства Грузии с НАТО была принята в 2003 году; в рамках Плана действий индивидуального партнерства (IPAP) с блоком НАТО в Грузии в 2004-05гг. были разработаны Концепция национальной безопасности и Национальная оборонная стратегия. В Концепции национальной безопасности 6 глав, в которых речь идет о фундаментальных национальных ценностях, национальных интересах, угрозах, рисках и вызовах, основных направлениях внутренней и внешней политики.
Среди угроз называются:
а) посягательство на территориальную целостность;
б) расширение конфликтов в соседних странах;
в) военная интервенция;
г) международный терроризм;
д) контрабанда, коррупция, социальные и энергетические вызовы.
В главе об основных направлениях внешней политики в документе выражается стремление Грузии к евроатлантической интеграции. США, а также Украина, Турция и ЕС названы стратегическими партнерами республики.
В сентябре текущего года парламент Грузии единогласно утвердил поправки в Концепции национальной безопасности страны, в соответствии с которыми армейская служба обязательна не только для военнослужащих, но и для резервистов в случае внешней агрессии в отношении страны. "Страна стоит перед возросшей внешней угрозой, и в случае любой агрессии мы должны ей противопоставить принцип тотальной и безусловной обороны", — заявил замминистра обороны Грузии Мамука Кудава.
Поправка в закон, в частности, предусматривает обязательное прохождение службы в резервных воинских подразделениях. Обязательному призыву на резервную службу подлежат все мужчины от 20 до 50 лет. Женщины могут служить в резерве на добровольной основе.
Азербайджан
Программа индивидуального партнерства с НАТО была принята в Азербайджане в мае 2005г. Однако еще в преддверии Стамбульского саммита Североатлантического альянса в 2004 года Баку выражал определенные сомнения относительно целесообразности ориентации на стандарты НАТО.
Тогда свои соображения по поводу положения дел высказал член Комиссии парламента по вопросам обороны и нацбезопасности генерал-лейтенант в отставке Владимир Тимошенко. По его словам, для Азербайджана самая важная задача — обеспечить строительство вооруженных сил. Тимошенко выразил сомнение в том, что, принимая свою военную доктрину, Азербайджан непременно должен ориентироваться на НАТО. "Кто это сказал? Мы делаем все, исходя из наших национальных интересов и из той обстановки, в которой реально находится сегодня Азербайджан. У нас есть явный противник — Армения, поэтому мы не можем отвечать стандартам оборонительной военной доктрины НАТО. И пока не будут решены все наши проблемы, пока мы не обеспечим целостность наших границ и территории, наша доктрина будет отличаться. Только когда Азербайджан решит эти свои проблемы, мы сможем действовать по совсем другим принципам".
Сохраняется у Азербайджана пока и ряд других проблем, подчеркнул генерал. "Не урегулирован режим Каспия, и мы знаем позицию Ирана по этому вопросу. Не все гладко с Туркменистаном, и это тоже связано с вопросами Каспийского моря". Именно эти вопросы и должны были, по утверждению генерала, найти свое отражение в военной доктрине Азербайджана.
Уже после принятия в мае 2005 года Программы индивидуального партнерства с НАТО ситуация несколько изменилась. В части IPAP, касающейся МО Азербайджана, предполагается разработка Военной доктрины и связанных с ней документов, приведение в соответствие с натовскими стандартами системы военного обучения, подготовка специалистов и документов, связанных с планированием прозрачного бюджета, подготовка одной единицы мобильной воинской части, расширения учебного центра ВС "Партнерство во имя мира", модернизация кораблей ВМС, усовершенствование в соответствии со стандартами НАТО одного военного аэродрома и иные мероприятия.
После визита в конце сентября 2006г. в Баку заместителя командующего Европейским командованием ВС США Уильяма Уорда появился ряд конкретных сведений о планах по реформированию ВС АР. Отмечаются следующие основные направления:
а) проведение структурной перестройки в ВС, МО и в Генеральном штабе;
б) создание современной системы управления, соответствующей стандартам НАТО;
в) принятие Военной доктрины и Концепции национальной безопасности;
г) изменение и приведение в соответствие с современными стандартами военного законодательства и уставов;
д) замена военной техники и вооружения советского образца и оснащение ВС вооружением по стандартам НАТО;
е) реализация в Азербайджане программы, аналогичной реализованной в Грузии программе "Обучи и оснасти".
В настоящее время нет информации относительно самого процесса разработки документа и тех положений, которые должны найти в ней место. Следует отметить: по сравнению с другими странами региона процесс разработки Стратегии национальной безопасности, равно как и ее методология, в Армении отличается большей открытостью.
Армения
В период существования независимой армянской государственности официальный Ереван периодически выступал с определенными приоритетными установками, однако политический документ — Стратегия национальной безопасности — властями Армении принят так и не был.
Весной 2005 года был представлен и утвержден план индивидуального партнерства Армении с НАТО, в котором первым пунктом значится положение о совместной с альянсом разработке Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины. Именно этот план и обещает стать основой программы реформирования ВС РА до 2015 года; сам проект доктрины в окончательном виде будет представлен в 2007 году.
6 октября 2005 года в Ереване начал свою работу 3-дневный семинар "Безопасность на Южном Кавказе". Мероприятие проводилось в рамках программы Rose-Roth Парламентской Ассамблеи НАТО совместно с НС РА. В работе конференции приняли участие представители парламентов стран — членов НАТО, партнерских организаций, ряда международных организаций и государственных структур РА. В ходе 3-дневной работы участники семинара обсудили следующие темы: "Нагорно-Карабахский конфликт и роль международного сообщества в его урегулировании", "Армения и Южный Кавказ. Международная точка зрения", "Реформы в сфере обороны в регионе Южного Кавказа", "Армения. Внутренняя ситуация".
Отметим, что на Стамбульском саммите НАТО в 2004г. регион Южного Кавказа был включен в число приоритетных для Североатлантического альянса зон; основу сотрудничества НАТО с государствами региона составляют Программы индивидуального партнерства (IPAP) c альянсом.
Выступая на церемонии открытия семинара, министр иностранных дел РА Вардан Осканян представил точку зрения РА на сотрудничество с альянсом. По мнению министра, "НАТО может играть главную роль в обеспечении мира и безопасности в регионе". Назвав IPAP институционализацией диалога и сотрудничества РА с НАТО, министр выделил основные пункты сотрудничества между Ереваном и альянсом, включающие:
а) международную борьбу с терроризмом;
б) контроль за вооружениями и нераспространение; безопасность границ;
в) обеспечение оперативного взаимодействия с НАТО;
г) участие в операциях альянса.
По словам министра, укрепление мер безопасности, наличие комплементарного мышления привело к созданию в Армении многомерной системы безопасности, в рамках которой Армения сотрудничает и с США, и с ОДКБ, и с НАТО.
В этом отношении базовым следует считать доклад, зачитанный министром обороны РА, секретарем Совета национальной обороны при президенте РА Сержем Саркисяном на состоявшемся 7 октября 2005 года 61-м семинаре Rose-Roth "Безопасность на Южном Кавказе".
"Для того чтобы иметь систему стабильной безопасности, Армения активно вовлекается в разные системы безопасности. Армения сегодня осуществляет сотрудничество в рамках ОДКБ и НАТО, что способствует созданию возможностей взаимодействия Вооруженных сил РА по различным международным военным стандартам. Поэтому гарантией обеспечения безопасности Армении являются как армяно-российский военный союз на двухсторонней основе и в рамках ОДКБ, так и развитие сотрудничества со структурами НАТО и с США. Путем сотрудничества с НАТО Армения осуществляет оборонные реформы в рамках Процесса планирования и пересмотра и Плана действий индивидуального партнерства. Стратегия реформ в рамках ОДКБ направлена на создание единых и эффективных систем ликвидации угроз безопасности".Армения, присоединившись к Плану действий индивидуального партнерства НАТО, в целом подразумевает следующие основные реформы в сфере обороны: а) разработку Стратегии национальной безопасности; б) разработку оборонной концепции; в) реформу оборонной системы и, в частности, процедур планирования и бюджетирования; г) стратегический и оборонный пересмотр; д) пересмотр оборонного законодательства и администрирования; е) внедрение гражданского элемента в систему Вооруженных сил РА.
В своем базовом докладе глава оборонного ведомства РА определил фиксированные угрозы симметричного и асимметричного характера, подробно остановился на карабахской проблеме, а также обозначил основные векторы отношений Еревана с соседними государствами. В настоящее время, когда проект документа уже представляется академическим кругам Армении, есть смысл обратиться и к этим вопросам в одной из наших последующих публикаций.