Логотип

ПРЕМЬЕР АРМЯНСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

Десятый премьер-министр Армении Андраник Маргарян, безусловно, являлся ключевой фигурой на армянском политическом поле. Таковой он стал после теракта 27 октября 1999 года, когда вследствие убийства премьер-министра РА Вазгена Саркисяна и спикера НС РА Карена Демирчяна в республике выявился очевидный вакуум общественного доверия к властям и сформировался общий дестабилизационный фон. В частности, образовался явный излишек неконтролируемых президентом РА группировок, которые в свое время координировались Вазгеном Саркисяном.
Именно в этот период незавидно хрупкое положение, в котором оказались власти Армении, вынудило последних пойти на определенные уступки радикально настроенным структурам и назначить Арама З. Саркисяна на пост премьер-министра республики. Впрочем, эта временная мера «пресечения амбиций» неподконтрольных структур только усугубила противоречия последних с президентской администрацией. Требовался человек, который почти в равной степени соответствовал бы интересам как руководства страны, так и примыкающего к покойному Вазгену Саркисяну политического крыла. Таким человеком в мае 2000 года и стал десятый премьер-министр Армении Андраник Маргарян.

Трудно представить сценарий развития внутриполитических процессов в республике, если бы в тот смутный период армянской истории главой кабинета министров стал бы однозначно оппозиционный или однозначно провластный деятель. Так или иначе, но обстоятельства назначения Андраника Маргаряна на пост премьер-министра республики обусловили рождение в политологической среде его первой характеристики — «компромиссный премьер».
Согласившись занять столь высокое кресло, Андраник Маргарян сыграл тем самым важнейшую стабилизирующую роль. Достаточно отметить, что если за девять предыдущих лет армянской независимости в стране сменилось девять премьер-министров (в среднем один в год) , то Андраник Маргарян управлял кабинетом министров в течение долгих 7 лет. Именно это обстоятельство и позволило политологам вполне обоснованно определить его уже второе и более меткое предназначение — «премьер армянской стабилизации».

Но не только долгий хронологический интервал правления обусловил подобную характеристику его деятельности. Важнее то, что в мае 2000 года, когда Армения была пропитана массой противоречий, именно Андраник Маргарян как ни один другой армянский политик оказался выразителем интересов как радикально настроенного оппозиционного крыла, так и властей РА. В этот период он сыграл роль политического нивелира, хотя, согласившись занять кресло премьер-министра, он и нажил недоверие к себе части своих бывших соратников.

В отношении факта премьерства Андраника Маргаряна в обществе выражались разные, часто диаметрально противоположные мнения. Многие утверждали, что общие критерии этого деятеля и очевидное отсутствие в нем харизмы объективно не допускают его пребывания на столь высоком месте; другие отмечали, что именно при нем Армения стала членом ВТО и оказалась способной ежегодно обеспечивать двузначные показатели экономического роста. И тем не менее подходить к факту его премьерства следует с совершенно иных позиций — он был и оставался важнейшим стабилизирующим фактором. В этом заключалась его миссия.

Тот факт, что в течение целых семи лет Андраник Маргарян не имел себе реальной альтернативы — целесообразность его премьерства, в отличие от многих других примеров, никем серьезно не оспаривалась! — свидетельствует также о том, что внутриполитические противоречия в стране так и не были сглажены.
Именно поэтому десятый премьер-министр Армении Андраник Маргарян вплоть до своей кончины оставался ключевой фигурой на армянском политическом поле.