Логотип

ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ НЕ ИСКЛЮЧЕН

Многочисленные прогнозы относительно неизбежности очередного военного переворота в Турции не оправдались. Политологи действительно предсказывали смену руководства страны и отставку правящей Партии справедливости и развития посредством прямого вмешательства Генерального штаба республики.
Подобный сценарий традиционен для новейшей истории Турции и часто представляется в качестве определенного механизма, гарантирующего непоколебимость ценностных приоритетов светской республики: генералитет радикально вмешивается во внутреннюю жизнь страны именно в периоды возникновения реальных угроз, способных расшатать устои государственности и провозглашенные Кемалем Ататюрком принципы. Наиболее актуальным из подобных вызовов является усиление в стране религиозных настроений и переход рычагов власти к откровенно происламским политическим структурам. В частности, турецкая армия трижды совершала военные перевороты (в 1960, 1971 и 1980 годах). Кроме того, под давлением военных в 1997 году от власти был отстранен глава правительства, лидер исламистов Недждметтин Эрбакан.
Таким образом, нельзя утверждать, что активная вовлеченность Генштаба Турции во внутриполитическую жизнь страны расценивалась международными структурами в качестве однозначно негативной. Исходя именно из этого соображения, а также учитывая высокие шансы правящей Партии справедливости и развития на парламентских выборах 2007 года, многие эксперты и прогнозировали очередную смену власти в преддверии или в ходе избирательной кампании. Этого, однако, не произошло.
Победа правящей партии в ходе прошедших в июле парламентских выборов оказалась более чем убедительной. Получив поддержку почти 47% принявших участие в голосовании избирателей, она практически разгромила Республиканскую народную партию, основанную самим Ататюрком; провозглашенные "отцом нации" принципы удостоились поддержки лишь 21% участников голосования. Недовольство генералитета вызвала также динамика усиления позиций правящей партии: в 2002 году за нее отдали голоса 34% граждан, принявших участие в выборах.
Победу партии наблюдатели связывают прежде всего с экономическими успехами правительства Эрдогана, благодаря которым его поддержал многочисленный и растущий средний класс. В момент прихода "Партии справедливости и развития" к власти ВВП Турции сократился на 9, 5%, тогда как уже в 2002-2006гг. был продемонстрирован устойчивый рост в среднем на 7, 7% годовых. Правительство начало реформы по развитию предпринимательства и либерализации экономики и добилось увеличения иностранных инвестиций с $1, 14 млрд (2002г.) до 20, 16 млрд (2006г.).
Озабоченность же офицерского корпуса обусловлена возможностью идеологизации экономических успехов и представления их исключительно в контексте последовательной политики властей в русле исламских традиций. С 2003 года, после того как правительство Эрдогана отменило ограничения на религиозное образование, число курсов по изучению Корана увеличилось с 3000 до 4950, а количество слушателей выросло в два раза и составило 130 000 человек. В этой связи представление Эрдоганом кандидатуры своего соратника, главы внешнеполитического ведомства страны Абдуллы Гюля, на пост президента страны действительно было чревато очередным вмешательством генералитета.
Абдулла Гюль в юности входил в исламистский Национальный союз студентов Турции, а затем — в происламистскую Партию благоденствия. Его жена до сих пор носит мусульманский платок, хотя с 1998 года в нем запрещено появляться в государственных учреждениях. С момента основания современного турецкого государства пост президента, контролирующего армию и судебную систему, занимали только светские кандидаты, которые препятствовали возможной исламизации страны. Теперь премьер-министр и президент Турции — партийные соратники. По мнению военных и оппозиции, подобный расклад во властных структурах может нанести тяжелый удар по основам светского государства. Эксперты до сих пор не исключают, что противостояние светских и религиозных политических сил в стране способно еще привести к военному перевороту.
Подобный сценарий вполне мог иметь место между чередующимися турами президентского голосования. Именно в этот период Генштаб ВС Турции выступил с предупреждением в адрес руководства страны: "Генеральный штаб с беспокойством следит за ситуацией, касающейся вопроса защиты светского строя. Эта тема вышла в последние дни в стране на первый план в связи с процессом проведения президентских выборов. Не следует забывать, что турецкие вооруженные силы являются решительным защитником лаицизма (светского строя) ".
Это заявление последовало после состоявшегося в парламенте первого тура избрания главы государства. Спустя некоторое время начальник Генштаба Яшар Бююканыт подчеркнул, что новый президент страны "должен быть привержен светскому строю". По словам корреспондента BBC, заявление Генштаба вызвало волнения, поскольку его расценили как прямое предупреждение правительству и призыв к судьям Конституционного суда объявить голосование недействительным и распустить парламент. Именно в этот период Европейский Союз предостерег турецких военных от вмешательства в политический кризис вокруг президентских выборов.
Еврокомиссар по вопросам расширения Олли Рен заявил, что военные должны оставить демократию демократически избранному правительству: "Это проверка того, уважают ли турецкие вооруженные силы демократическую секуляризацию и демократические ценности". Любопытно, что правящая партия Турции никогда еще не испытывала подобной поддержки со стороны Европейского Союза. Позже глава ЕС Жозе Мануэль Баррозу поздравит Абдуллу Гюля с избранием на пост президента страны: "Это событие может способствовать дальнейшему сближению Турции и ЕС". Американская позиция проявилась также в стиле янки: 23 августа, за пять дней до избрания Гюля президентом Турции, состоялась церемония бракосочетания посредника в карабахском урегулировании Мэтью Брайзы и турчанки Зейно Баран в Стамбуле.
Несмотря на одностороннюю поддержку происламски настроенной партии со стороны влиятельных международных организаций, ситуация внутри самой Турции не стабилизировалась. Представители Генштаба отсутствовали на церемонии присяги Абдуллы Гюля и не пригласили на военный парад его жену. Более того, самому президенту не стали отдавать честь, поднимаясь на трибуну. "Мы будем внимательно следить за каждым шагом Гюля, — предупредил заместитель председателя Республиканской народной партии Мустафа Озюрек. — Мы будем контролировать его верность республике". Исходя из этих реалий, некоторые политологи все еще не исключают вмешательства Генштаба и возможность очередного военного переворота.