Международный интерес к Армянскому вопросу характеризуется приливно-отливным характером и обостряется в преддверии значительных политических событий. В частности, 19 июля 1989 года Комитет по иностранным делам Сената США принял резолюцию, название которой полностью выдержано в контексте известных обещаний начала века — "О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа Советской Армении". В данном документе нашла отражение следующая ключевая формулировка: "Призвать президента СССР Михаила Горбачева обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также с представителями демократического движения (включая недавно освобожденных из-под стражи членов комитета "Карабах") требование о воссоединении с Арменией. В двусторонних переговорах с Советским Союзом призвать, чтобы расследования случаев насилия над армянами проводились самыми высшими инстанциями и чтобы были выявлены и наказаны ответственные за убийства и кровопролитие".
Столь однозначная поддержка армянскому народу была продиктована стремлением к скорейшему развалу СССР и пониманием важности поддержания очага напряженности. Одним из механизмов достижения подобного результата представлялись национальные движения на территории Советского Союза. Уже 19 ноября Сенат США принял резолюцию по Нагорному Карабаху, поддерживающую стремление народа области к воссоединению с Арменией. "Ввиду того что 80% армянского большинства, проживающего на территории Нагорно-Карабахской автономной области, выражает обеспокоенность, а Комитет особого управления НКАО оказался неэффективным, содействовать в ходе двусторонних дискуссий с Советским Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области". Показательно, что с развалом СССР подобные документы уже не принимались, а с развитием топливной дипломатии в Азербайджане и представления последнего в качестве братского Турции государства отвергались изначально. Данные примеры являются образцом манипуляции Армянским вопросом и заставляют обратиться к историческим аналогиям.
После окончания Первой мировой войны главы Антанты — Ллойд-Джордж (Англия) , Клемансо (Франция) , Вильсон (США) , а также Сонино (Италия) — приняли решение разделить наследие Османской империи следующим образом: Англия получала богатые нефтеносные районы региона (вилайеты Багдада и Мосула, Палестину и нынешнюю Иорданию) ; Франция — наиболее выгодные коммуникационные территории (Ливан, часть Сирии, Киликию) ; Италия — западные прибрежные площади Анатолии; США — Стамбул, проливы и Армению. Президент США Вудро Вильсон на Парижской мирной конференции (январь-июнь 1919г.) в этой связи заявит: "Трапезундский вилайет вместе с шестью армянскими вилайетами, Аданой и частью российской Армении должен составить часть новосозданного армянского государства". Он собственноручно очертит контуры возрожденной страны, урезанной в территориях, однако с гарантированным выходом к побережью Черного моря.
Подписанию Севрского договора в августе 1920 года предшествовал созыв двух конференций: Лондонской в феврале 1920 года, на которой был выработан проект мирного договора с Турцией, и в Сан-Ремо (Италия) — в апреле того же года, где было созвано заседание Верховного совета Антанты. Приглашенным на заседание Погосу Нубар-паше (выполняющему официальное поручение Католикоса Всех Армян) и Аветису Агароняну (уполномоченному представителю Армянской Республики) были обещаны внесенные уже в проект договора западноармянские вилайеты, хотя окончательное уточнение границ оставалось за президентом США Вильсоном. Однако тем временем Конгресс США проголосовал против принятия мандата на Армению. Ему не нужны были даже проливы и Стамбул. Конгрессу нужна была нефть.
Яблоком раздора между союзниками в Сан-Ремо стало именно топливо. Политический процесс крушения Османской империи перерос в чисто экономическое предприятие по разделу сфер экономического влияния. Американский Конгресс, чувствуя свою ущемленность и выражая негодование по поводу уже реализующихся англо-французских нефтяных проектов, счел за необходимость ратифицировать свое решение по отказу мандата на Армению. Начались игры. . .
Уже в Сан-Ремо на заседании 20 апреля премьер-министр Англии Ллойд-Джордж цинично заметит: "Если армяне не в состоянии защищать свои собственные границы, то я думаю, что от подобного народа нет никакой пользы и ни одно из союзных правительств не будет готово помочь им хотя бы одним батальоном". Несколько дипломатичнее выскажется председатель Верховного совета Антанты, глава МИД Франции Клемансо: "Франция ничего не может сделать. Остается посмотреть, останутся ли в результате всего этого армяне". Более того, в условиях резко изменившейся ситуации в самой Турции с апреля 1920 года английские, а с мая уже и французские парламентарии начали регулярные контакты с будущим главой республики Мустафой Кемалем. Сам султан с 16 марта 1920 года был пленником союзных войск в Стамбуле. Подписание Севрского договора с представителями султана, фактически не представляющими Турцию, и в условиях отказа США от мандата на Армению по сути уже никак не могло иметь прикладного значения.
10 августа 1920 года во французском городе Севр был подписан договор между Британской империей, Францией, Италией, Японией, Арменией, Бельгией, Грецией, Геджасом, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Чехословакией, с одной стороны, Турцией — с другой. По этому договору Османская империя лишалась 80% занимаемой площади. С армянской стороны акт подписывал уполномоченный представитель Республики Армения Аветис Агаронян.
В главных статьях, относящихся к Армении, сказано: Статья 88. "Турция заявляет, что она признает Армению, как это сделали союзные державы, в качестве свободного и независимого государства"; Статья 89. "Турция и Армения, а также другие Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются представить на третейское решение президента США определение границы между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзрума, Трапезунда, Вана и Битлиса и принять его решение, а также всякие меры, которые он может предписать относительно выхода Армении к морю и относительно демилитаризации всякой оттоманской территории, прилегающей к названной границе".
В ноябре-декабре 1920 года Франция выступит с требованием пересмотра Севрского договора. Несколько позже к ней присоединятся Англия и Италия. В марте 1921 года в резолюциях Лондонской конференции выражение "Армянское независимое государство" было заменено формулировкой о создании "армянского национального очага" на территории Турции, а уже в 1923 году на Лозаннской конференции и это будет перечеркнуто рукой тех же дипломатов.