Совет Европы не имеет морального права судить об имидже Армении
Как заявил 5 ноября в Ереване генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис, правительство Армении дало согласие на проведение мониторинга состояния памятников культуры на территории республики, вне зависимости от позиции официального Баку принять у себя подобную экспертную группу. Комментируя готовность армянских властей, Терри Дэвис подчеркнул, что такая позиция исходит из интересов страны, поскольку положительно повлияет на ее международный имидж.
В этой связи напрашивается вопрос: обладает ли Совет Европы моральным правом судить об имидже Армении не с точки зрения соблюдения гражданских свобод (хотя предвзятая позиция данной структуры по карабахской и другим проблемам позволяет сомневаться и в этом) , а в аспекте декларируемой им заинтересованности в сохранении культурного наследия армянского народа? События последних лет свидетельствуют, что даже такая аполитичная структура, какой по крайней мере представляется ЮНЕСКО, руководствуется теми же знакомыми двойными стандартами, что и прочие международные организации.
Паритет
1 октября 2003 года глава внешнеполитического ведомства Армении Вардан Осканян, выступая на 32-й Генеральной ассамблее ЮНЕСКО, обратился к руководству этой организации с призывом о внесении в соответствующий календарь предполагаемых на 2004-2005 гг. мероприятий 1600-летний юбилей создания армянской письменности. В отличие от другой инициативы министра (о которой ниже) , данное предложение было принято. Однако "политический паритет", столь часто напоминающий о себе, нашел свое отражение и в этом случае: в календарь соответствующих мероприятий ЮНЕСКО на 2004- 2005 гг. был включен и 100-летний юбилей со дня рождения азербайджанского ученого Юсуфа Мамедалиева. Кто не знает — видный химик, президент АН Азербайджанской ССР, в 1946 году удостоенный Государственной премии СССР.
Не вызывает сомнений тот факт, что включение имени азербайджанского ученого в этот список было продиктовано как раз соображениями сохранения паритета. Однако необходимо отдать должное и азербайджанской стороне: практически сразу после одобрения этой влиятельной организацией предложения Вардана Осканяна она инициировала широкомасштабный поиск "альтернативной кандидатуры" и остановила свой выбор на Юсуфе Мамедалиеве. Азербайджанское предложение, как и предполагалось, нашло отклик в штаб-квартире ЮНЕСКО, в результате чего 2005 год стал также и годом Юсуфа Гейдаровича Мамедалиева. В общей сложности список памятных событий ЮНЕСКО на 2004-2005гг. включал 42 даты, но именно армяно-азербайджанский вектор был наиболее политизирован.
Кандидатура азербайджанского академика была одобрена властями АР не только ввиду выдающихся заслуг геохимика и удобной даты, но, вероятно, в первую очередь исходя из тех возможных последствий, которые, по мнению официального Баку, могли иметь место в случае организации мероприятий, приуроченных к 1600-летию армянского алфавита. Инициатива главы внешнеполитического ведомства РА носила не только культурный, но и политический характер: посвященные юбилею создания национальной письменности торжества и научные конференции не могли, конечно, обойти вниманием места, где собственно и зачиналась армянская школа — Нахиджеван и Арцах. Именно в Нахиджеване (Гохтне) будущий основатель армянской школы и литературы Месроп Маштоц и пришел к выводу о необходимости создания национальных письмен. Отшельник Ернджакского грота (впоследствии — Месропаванис или Мсраванис) именно здесь годами позже начал закладывать первые армянские школы. Здесь и — по какому-то злому для азербайджанских мусульман року — в Арцахе (Амарас). Обстоятельство, которое никак не могло устраивать наших политических оппонентов. В этом аспекте кандидатура Юсуфа Мамедалиева стала практически безальтернативной: геохимик родился в Ордубаде Эриванской губернии. Иными словами, в той же провинции Гохтн.
Таким образом, 1600-летний юбилей создания армянского алфавита уже изначально был обречен на политизацию. "Альтернатива", представленная Азербайджаном, возымела определенный эффект, и сегодня Нахиджеван в какой-то степени "застрахован" со стороны ЮНЕСКО от "культурных притязаний армян".
Закрытая зона
Выступая в Париже на 32-й Генеральной ассамблее ЮНЕСКО, глава внешнеполитического ведомства РА Вардан Осканян выдвинул также ряд весьма серьезных и актуальных предложений, имеющих непосредственное отношение к проблеме фиксации и охраны памятников общечеловеческого культурного наследия. В частности, он призвал Комиссариат ЮНЕСКО делегировать своих наблюдателей в Нахиджеван — зону широкомасштабного истребления мощнейшего армянского культурного слоя. "Уничтожение памятников армянской архитектуры является планомерной политикой, осуществляемой на правительственном уровне. На это расходуются большие силы и средства: из 5 тысяч хачкаров некрополя на сегодняшний день не осталось ни одного", — заявил министр.
Очевидцы по ту сторону границы отмечали, что это могли быть акции, осуществляемые лишь по указанию правительства. Сделанные издалека фотоснимки свидетельствуют о последовательном уничтожении всех хачкаров один за другим. Их обломки удаляются по государственной железной дороге в государственных вагонах. Армения неоднократно сигнализировала о происходящем на различных международных форумах. Ранее ЮНЕСКО действительно предложило направить наблюдателей для оценки ущерба, однако Азербайджан отверг это предложение.
Ниже приводим отрывок из выступления В. Осканяна в Париже: "Армянское присутствие в регионе засвидетельствовано издревле. Для отрицания или пересмотра этой исторической реалии требуются продолжительное планирование, усердие и средства. Все это использовало руководство Азербайджана в Нахиджеванской области, которая была армянской веками, о чем свидетельствует само ее название. В течение нескольких десятилетий ХХ века армянское население Нахиджевана сокращалось и было доведено до той численности, которую мы видим сегодня. Азербайджану удалось лишить Нахиджеван армянского населения. Сегодня там нет ни одного армянина. Как бы то ни было, если армяне и ушли, то памятники их многовекового прошлого продолжают оставаться там. Разрешите еще раз с полной уверенностью и твердым осознанием призвать ЮНЕСКО направить в регион наблюдателей, чтобы зафиксировать, где и как были произведены эти разрушения. Уничтожение этих исторических и культурных следов, вопреки всемирным упорным усилиям по сохранению всеобщих ценностей, демонстрирует близорукое изоляционистское мышление. Азербайджан — это страна, живущая с чувством страха за свое прошлое".
"Есть основания полагать, что на этот раз миссия наконец-таки навестит Нахиджеван", — заявил тогда корр. "ГА" Вардан Осканян. Отметим, что планируемые ранее визиты наблюдателей ЮНЕСКО не состоялись ввиду нежелания аккредитованного в Париже Посольства АР выдать им азербайджанские визы. Внешнеполитическое ведомство АР назвало "бесстыдной ложью" обвинение армянского министра: "Утверждение Осканяна о том, что упомянутые архитектурные памятники имеют армянское происхождение, смехотворны. На этом кладбище надгробные скульптуры изображают лошадей, овец и пр. и, следовательно, относятся к мусульманской культуре. Что касается хачкаров в селе Джуга, то они албанского происхождения. Об этом в своих научных трудах неоднократно упоминали азербайджанские ученые". Так или иначе, но и тогда Комиссариат ЮНЕСКО не делегировал в зону уничтожения своих представителей.
Бульдозером по прошлому
Именно поэтому, выступая уже на проходящей 33-й сессии ЮНЕСКО, министр Вардан Осканян поставил в известность ее участников о намерении армянской делегации ратифицировать Конвенцию по охране культурного разнообразия и предложил Комиссариату ЮНЕСКО разработать новый документ, который усилил бы защищенность культурного наследия.
Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры прошла в Париже в октябре 2004 года. Глава армянского внешнеполитического ведомства вновь акцентировал внимание участников форума и на фактах массового уничтожения армянского культурного наследия в Турции и Азербайджане: "И мы можем лишь мечтать о том, чтобы наши непосредственные соседи были такими же терпимыми к культуре других народов, однако расположенные в Турции тысячелетние памятники армянской культуры красноречиво свидетельствуют об утраченных возможностях. Конечно, для Армении честь иметь ряд культурных памятников, которые включены в список мирового наследия ЮНЕСКО, но их могло быть больше. . . Поскольку на территории Азербайджана не осталось армянского населения, уже памятники армянской культуры стали мишенью для азербайджанцев".
И тем не менее новый призыв официального Еревана делегировать в зону уничтожения армянского культурного пласта в Нахиджеване миссию наблюдателей в очередной раз был заблокирован Азербайджаном. Причем ни одна из международных структур не осудила позицию Баку. Сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы лишь призвала "государства региона Южного Кавказа быть взаимотерпимыми и толерантными в вопросах сохранения культурного наследия государств региона с целью недопущения в будущем актов вандализма и разрушения исторических памятников".
Тогда же армянская делегация призвала Совет Европы конкретно вмешаться и прекратить этот губительный процесс. Было внесено предложение — создать специальную комиссию СЕ по возвращению армянских хачкаров, если только они не уничтожены безвозвратно. В Страсбурге по проблеме сохранения армянских исторических памятников выступил депутат НС РА Ашот Галоян. Он, в частности, сказал: "Мною задокументированы факты вандализма, в частности, на кладбище Старой Джуги. Армянские хачкары уничтожались и в советский период, а в 1998 году исчезли 800 хачкаров. В ноябре 2002 года уничтожение армянского слоя возобновилось с новой силой".
Следует отметить, что это именно тот период, когда на территории Нахиджевана начала "работу" специальная археологическая экспедиция. "Она была создана непосредственно по указанию Гейдара Алиева в 2001 году, — отмечает заместитель директора по научной части Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Наджаф Мусеибли. — Эта экспедиция продолжала свою работу вплоть до 2003 года. В течение трех лет на территории Нахчывана были проведены масштабные полевые работы по выявлению исторических памятников, которые до сих пор "не знала" наука. В результате археологических раскопок были найдены памятники древних поселений".
Вполне вероятно, что данная археологическая партия, помимо всего прочего, занималась "описью" подлежащих уничтожению армянских памятников, что косвенно подтверждается периодом ее деятельности, предвосхитившим начало завершающего этапа ликвидации. Любопытно в этой связи опубликованное на днях (5 ноября) свидетельство Наджафа Мусеибли: "Необходимо отметить, что экспедиция была организована не просто так. Постоянная дезинформация армянами мировой общественности о том, что территория Нахчывана также является древней армянской землей, вынудила государство организовать научно-исследовательскую экспедицию, в результате которой многочисленными археологическими фактами была доказана ложная пропаганда оккупантов".
Когда на территории Джуги не осталось ни одного хачкара, генсек СЕ Терри Дэвис, комментируя готовность армянских властей на проведение мониторинга состояния памятников культуры на территории республики, подчеркнул, что такая позиция исходит из интересов страны, поскольку положительно повлияет на ее международный имидж. В этой связи напрашивается вопрос: обладают ли международные организации моральным правом судить об имидже Армении в аспекте декларируемой заинтересованности в сохранении всемирного культурного наследия?