Разработку ТЭО завершат к лету
В конце прошлого года стало известно о том, что сообщения о переговорах относительно строительства железнодорожного полотна, связывающего Армению и Иран, не лишены оснований. Информацию обнародовал 27 декабря министр транспорта и связи РА Андраник Манукян, заявивший, что с иранской стороной уже подписан протокол относительно разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства коммуникации, который будет готов до лета 2008 года.
Особенно важно, что в данном случае перспективы разблокирования Армении связываются не с давлением международного сообщества на Турцию, а обсуждаются в контексте строительства железной дороги, связывающей республику с южным соседом. Рано или поздно, но альтернативный путь вовлечения республики в мировое хозяйство должен был проявиться. Это именно то развитие событий, которого несколько побаивались Вашингтон и европейские организации, чем и объясняется неоднократно озвученная ими позиция на предмет целесообразности восстановления железнодорожного полотна Гюмри — Карс.
"Мы всегда поддерживали проекты, направленные на укрепление транспортных связей, так как стараемся развивать те проекты, которые объединяют все страны, расположенные вдоль коридора Восток — Запад, — заявил американский сопредседатель в МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. — Конечно, нам хотелось бы, чтобы железная дорога, которая соединит Турцию и Азербайджан, прошла бы через Армению". Тем не менее официальная Анкара не склонна к разблокированию границы, предпочитая дальнейшую изоляцию Армении за счет функционирования нового железнодорожного полотна Карс — Ахалкалки — Тбилиси — Баку. Это именно тот случай, когда турецкие власти ведут свою игру, допускающую определенные противоречия со своим главным военно-стратегическим союзником.
Турция и Азербайджан аргументируют поддерживаемую ими блокаду "оккупацией армянами азербайджанских земель", несмотря даже на то, что такое "обоснование" опровергается хронологически. Блокада установилась в 1989-1990гг. , когда военное преимущество было на стороне Азербайджана.
Азербайджан к моменту навязанной им войны против армянской государственности имел четыре железнодорожных выхода во внешний мир: Баку — Дивичи — Худат — Дербент; Баку — Кюрдамир — Евлах — Гянджа — Акстафа — Тбилиси; Баку — Кази Магомед — Али Байрамли — Ленкорань — Астара; Баку — Али Байрамлы — Горадиз — Зангелан — Джульфа.
С конца 1980гг. Азербайджан установил жесточайший блокадный режим, отрезав от пролегающих большей частью по своей территории основных региональных магистралей вовлеченные в единое железнодорожное пространство следующие армянские выходы: Иджеван — Акстафа; Капан — Зангелан; Миндживан — Мегри; Ильичевск — Арарат.
Важно подчеркнуть и довести до сведения международного сообщества тот факт, что территория, которая в настоящее время контролируется Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики (Зангелан, Кубатлы, Джебраил, Физули) и по которой пролегают пути, ведущие в Армению, была заблокирована не в результате "армянской агрессии 1993-1994гг. ", а еще в советский период, когда эти земли полностью контролировались Азербайджанской Советской Республикой.
Блокада не была снята и с обретением Азербайджаном независимости. Более четырех лет в условиях, когда Нагорный Карабах находился в огненном кольце противника, в условиях, когда активные боевые действия велись уже на территории РА (обстреливались Капан, Горис, Чамбарак, Иджеван, Ноемберян и др.) , блокада армянских путей являлась неотъемлемой частью азербайджанских военных действий. Более того, с 1993 года указанные территории являли собой логово моджахедов, частые вылазки которых в свою очередь вписывались в стратегию ликвидации христианского государства на Переднем Востоке. В настоящее время Армения является единственным членом Совета Европы, заблокированным двумя другими членами СЕ.
Железнодорожный выход Армении в северном направлении (на Россию) заблокирован уже грузино-абхазским противостоянием, так как Транскавказская дорога пролегает по конфликтной зоне. Вместе с тем непонятно, кого на самом деле блокирует Тбилиси, если Абхазия связана с Россией по железной дороге, а также имеет выход к морю. Таким образом, получается, что единственным государством, которое находится в реальной блокаде, опять является Армения. Тем не менее Тбилиси считает нецелесообразным разблокирование "виртуальной блокады Абхазии".
Создавшаяся ситуация и предопределила обращение к иранскому вектору, обещающему Армении выход к портам Персидского залива. В случае, если Тбилиси проявит готовность к разблокированию "виртуальной блокады" Абхазии и откроет сообщение по железной дороге, в перспективе вырисовывается огромная магистраль, связывающая Россию с акваторией Индийского океана через территории Грузии, Армении и Ирана. Перспектива создания подобной магистрали во многом и объясняет известную позицию США и Европы, ибо данный вектор ориентировал бы Армению на Запад и пресек возможность становления железнодорожной оси Север — Юг.
Позиция Грузии по данному вопросу связана с позицией президента Михаила Саакашвили. Известно, что он добивается контроля над Абхазией и Южной Осетией куда в большей степени, чем членства своей страны в НАТО. В противном случае Грузия, возможно, уже стала бы членом Северо-атлантического альянса, но без указанных территорий. В большой геополитической игре вполне допустимо, что Россия может себе позволить пойти на определенные договоренности с Тбилиси с целью создания огромного железнодорожного полотна.
Так или иначе, но, как сообщил в конце прошлого года министр транспорта и связи Армении, с иранской стороной уже подписан протокол относительно разработки ТЭО проекта. По словам Андраника Манукяна, документ позволит определить, насколько экономически выгодно строительство железной дороги, по какому именно маршруту будет проложена железнодорожная магистраль и сколько для этого понадобится средств. "Мы уже предоставили иранской стороне начальный проект маршрута железной дороги", — отметил министр, добавив, что он уже ведет переговоры с международными организациями, а также с российской стороной относительно строительства железной дороги Армения — Иран.
Несмотря на то, что о предложенном иранской стороне маршруте железной дороги конкретно не сообщается, однако мы можем составить представление о нем исходя из более ранних заявлений министра. Еще в начале 2005 года Андраник Манукян отметил наличие двух разработанных проектов железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном. Тогда он заявил следующее: "На сегодня международным организациям мы представили две программы. Это участок Варденис (Армения) — Джульфа (Иран) и Ерасх (Армения) — Джульфа. Конечно, это очень дорогие, но в перспективе, несомненно, прибыльные программы. Думаю, решения обязательно будут найдены. Связав нашу железнодорожную систему с иранской, мы получим доступ на рынки Ближнего Востока и Азии".