Логотип

ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ИЛИ ФИЛОСОФИЯ «СВОБОДЫ»

Похоже, 30 апреля имеет смысл отследить ход заседания чешского парламента. Запланирован обычный день вопросов-ответов, и с первого взгляда как бы ничего примечательного. Но это не совсем так. Депутат от Коммунистической партии Вацлав Экснер намерен представить членам правительства письменный запрос с целью прояснения позиции исполнительной власти по поводу произвольного увольнения с "Радио Свободная Европа — Радио Свобода" иностранных сотрудников — Анны КАРАПЕТЯН (гражданка Армении) и Снежаны ПЕЛИВАН (гражданка Хорватии). Напомним, что с 1995 года штаб-квартира радиостанции располагается в Праге.

Запрос депутата Вацлава Экснера

Имя самого депутата знакомо с позапрошлого года, когда активно обсуждался вопрос о размещении на территории Чехии американского радара "для обороны против баллистических ракет". Помнится, Вацлав Экснер предоставил в распоряжение чешских журналистов текст ноты американского посольства, посчитав при этом важным снабдить документ следующим комментарием: "После того как я, будучи членом Комиссии по иностранным делам Парламента Чешской Республики, по своему запросу получил неофициальный перевод ноты, которую передал посол США Министерству иностранных дел ЧР относительно размещения радара Соединенных Штатов Америки для обороны от баллистических ракет, но без указанных в ней приложений (одно из приложений, очевидно, имеет более низкую степень секретности), то я удивился, почему столь изобретательные в иных вещах журналисты – как, скажем, в рамках проведения своих расследований или хотя бы деятельности по получению информации — уже давно не опубликовали этот текст. Или им это сделать что-то мешает?" Так или иначе, но уже тогда он оставил впечатление политика, в сферу интересов которого входит и актуальная журналистика. И вот теперь депутат намерен поднять вопрос радиостанции в палате законодателей.

Вацлав Экснер обратился с вопросом об уволенных сотрудниках американской радиостанции к премьер-министру Миреку Тополанеку. Был получен ответ из администрации, в котором указывалось, что чешское законодательство не регулирует отношения между руководством радиостанции и ее иностранными работниками. Действительно, если интересы американских сотрудников станции защищают американское законы, а чешских (по настоянию местных профсоюзов) — чешское Трудовое законодательство, то граждане третьих стран (по решению администрации РСЕ/РС) находятся вне зоны конкретной правовой защищенности, и в этом случае трудовые отношения регулируются "философией радиостанции". Таким образом, "философия радиостанции" предоставляет руководству РСЕ/РС возможность абсолютного контроля над "деятельностью, позицией и помыслами" большинства своих сотрудников – граждан 20 государств, распространяющих "свободное слово" на 28 языках мира. Так или иначе, но Вацлав Экснер намерен еще раз поднять этот вопрос уже в ходе парламентского заседания, тем более после недавней отставки премьер-министра республики (24 марта чешский парламент проголосовал за отставку правительства Мирека Тополанека). И тем не менее даже это беспрецедентное событие – лишь вершина айсберга "свободных противоречий".

Отношение администрации РСЕ/РС к иностранным сотрудникам, с точки зрения некоторых политиков, крайне негативно отражается на репутации Чехии. Впрочем, изначально все обстояло несколько иначе, причем новая "пражская прописка" штаб-квартиры обрамлялась информационной торжественностью. Сотрудник русской службы радио "Свобода", редактор передачи "Европейский дом" Ефим Фиштейн говорил, что "переезд имел глубочайший смысл. Это был не технический смысл перевоза аппаратуры или переезда на новое место жительства. Смысл был глубоким по той причине, что завершился какой-то этап, кончилась холодная война, исчез Советский Союз в том виде, в каком он существовал, сложились новые взаимоотношения между нами и независимыми средствами массовой информации, между нами и слушателями. Надо было находить какие-то адекватные ответы на эти новые вызовы времени. Американская администрация и, соответственно, Конгресс, который нас финансирует, задумались над этой ситуацией, и среди прочих решений, а были там и такие решения, как полное закрытие радиостанции или возвращение на территорию США, это выдвижение на новые рубежи, более интенсивное общение с людьми, на которых мы вещаем или рассчитываем. Из всех возможных кандидатов была избрана Прага по ряду обстоятельств: во-первых, это был более близкий рубеж, во-вторых, Прага занимала центральное положение и, в-третьих, Вацлав Гавел фактически позвал "Радио Свободная Европа" в Прагу".

Сегодня ситуация диаметрально противоположная. Былая торжественность испарилась, и даже респектабельная "Лидове новины" в своем редакционном комментарии "Равенство с оговоркой. Практика "Свободной Европы" расходится с ее идеалами", может вполне спокойно констатировать: "Пражская штаб-квартира "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", претендующей на роль глашатая свободы, демократии и законности, ведет себя в роли работодателя так, словно провозглашаемые ею принципы касаются "только" всей планеты, но никак не происходящего в стенах этой почтенной организации. Ее работники поделены на три касты. Первая состоит из американских граждан, пользующихся благами защиты со стороны Федеральной комиссии США по равным трудовым возможностям. Чешских граждан охраняет наш Трудовой кодекс. К сожалению, работники из третьих стран пользуются благами всего лишь нулевой защиты, т.к., хотя их трудовые договоры составлены по американскому праву, жаловаться им некому. Представляется, что этой ситуацией руководство радиостанции грубо злоупотребляет. Сеятели демократии обращаются с этими сотрудниками как колониальная держава с бесправными туземцами".

Правозащитный благовест "бесправных туземцев"

Леонид Панов – свободный журналист, 18 лет живущий в Праге и пишущий преимущественно в чешских электронных изданиях, представил "ГА" свое видение сложившейся ситуации: "Бесправные туземцы", как нетрудно догадаться, это в первую очередь граждане тех двадцати с лишним "третьих стран", куда направлено вещание России, Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Средней Азии… То есть те самые люди, которые наняты администрацией РСЕ/РС, дабы нести в эфир правозащитный благовест. Именно их голоса и слышат те, кто "Свободу" слушают (если слушают: по последним данным международной опросной службы "Комкон", аудитория радиостанции в Москве не достигает и 2% порога статистической погрешности. Тридцать пятое место среди радиовещателей).

Так что же произошло в Праге? Откуда эти убийственные для правовещательной "Свободы" сюжеты, показанные в пиковое время крупнейшими в стране телеканалами ЧТ-1 и ЧТ-24? По какой причине опубликовано "Открытое письмо" Вацлаву Гавелу, бывшему президенту Чехии, который и пригласил радиостанцию переехать в Прагу? Что теперь побудило его, правозащитника, бывшего политзаключенного, а ныне всего лишь всемирно известного драматурга пообещать в объективы телекамер, что он будет лично следить за событиями? Произошло вот что.

Две уволенные гражданки тех самых "третьих стран", одна из них мать троих малолетних детей, подали на радио в суд. Они не были первыми, кого с радиостанции уволили, просто до них никто в Чехии в суды не обращался. Не знали, что это возможно. Думали, что их защита – в Америке. Пока не всплыло официальное кастовое разделение сотрудников радио на чистых и нечистых".

Известный журналист Лев Ройтман, более 30 лет проработавший в должности старшего комментатора радиостанции, опубликовал 1 апреля (в преддверии визита в Чехию новоизбранного президента США) в пражской "Лидове новины" статью "Суверенитет Чехии кончается на радио "Свобода", в которой указывал: "Нет более подходящих для чешских политиков — президента, премьер-министра, министра иностранных дел — места и времени, чтобы поднять вопрос о постыдной и для Чехии, и для Америки политике и практике РСЕ/РС, чем во время визита Барака Обамы и Хиллари Клинтон в Прагу. В интересах суверенитета Чехии и репутации Америки…

Но как могло случиться, что законодательный суверенитет Чехии заканчивается на Вацлавской площади? Как ни парадоксально, но в Чехии в неизменном виде сохраняются некоторые правовые нормы, оставшиеся от коммунистических времен, когда зарубежным организациям не возбранялось применять иностранное трудовое законодательство, если это не противоречило основополагающим принципам "Чехословацкой Социалистической Республики". По злой иронии судьбы закон 1963 года, некогда позволявший Советскому Союзу свободно оперировать на территории Чехословакии, ныне используется американским менеджментом РСЕ/РС для дискриминации иностранных сотрудников".

Еще несколько лет назад мало кто мог полагать, что этот вопрос уже в наши дни приобретет столь широкий резонанс. Во многих странах публикуются материалы о произволе в системе правления радиостанции, о жестких ограничениях в сфере ведения информационной политики, о засилье пропаганды, напоминающих советскую цензуру. Совсем недавно замдиректора пражского Института международных отношений Петр Кратохвил беседе с российским "Временем новостей" в свою очередь признал, что "критика в адрес радиостанции может быть в определенной степени справедлива". Стоит отметить, что во всех публикациях на первом плане фигурируют имена гражданки Армении Анны Карапетян и гражданки Хорватии Снежаны Пеливан, первыми бросивших вызов кабальным договорам и "внутренней философии радиостанции". Напомним, что еще в конце 2006 года Анна Карапетян выступила против методов организации работы армянской службы новостей и откровенно предвзятой информационной политики в отношении Армении. Собственно, это и послужило причиной для принятия решения о ее увольнении с 1 января 2007г.

Дискриминационные законы "свободного пузыря"

Лев Ройтман пишет: "После двенадцати лет безупречной работы Анна Карапетян, журналист с двадцатилетним стажем, мать трех малолетних детей, была уволена. Уволена без какого-либо предупреждения, без указания какой бы то ни было причины и даже без выходного пособия, поскольку она отказалась подписать согласие с подобным увольнением и письменно отказаться от права обратиться в суд. Такова полностью противоречащая чешскому трудовому законодательству "философия свободных трудовых отношений", содержащаяся в официальной "Политике РСЕ/РС" в Чехии".

Обращает внимание предъявленное ей требование, при соблюдении которого она вполне могла рассчитывать на выходное пособие: "только при условии, что никто, кроме вашего супруга, не должен знать о причинах увольнения". Наша соотечественница, конечно же, могла воспользоваться предложением, от которого "не принято отказываться", тем более что и перспектива решения проблемы в законодательном порядке изначально была туманной.

Бескомпромиссная позиция Анны и ее супруга – учредителя и главного редактора журнала "Орер" Акопа Асатряна, которые пошли против "философии", и придала делу международное звучание. Именно обращение уволенной сотрудницы армянской службы радиостанции "Свобода" в чешский Верховный суд стало катализатором мощнейшего процесса, привлекшего внимание информационных агентств. Вопрос, который в самом начале был локализован в рамках армянской службы и, казалось бы, являлся "внутренним делом одного коридора", по мере своего дальнейшего развития приобрел интернациональные черты и стал по сути индикатором реального положения вещей. Уже в этом году была уволена "хорватская сотрудница" радиостанции Снежана Пеливан. Рано или поздно "свободный пузырь", естественно, должен был лопнуть изнутри, но именно они – Анна и Снежана — первыми указали на оболочку глобального надувательства.

"Анна Карапетян, чье дело должен рассматривать Верховный суд, далеко не единственная жертва "философии" РСЕ/РС, — отмечает Ройтман. — 11 марта ЧТК сообщило, что Снежана Пеливан, хорватская гражданка, уволенная тем же "философским" образом, что и Анна Карапетян, ходатайствует перед Конституционным судом Чехии о вызове г-жи Клинтон в качестве свидетеля. Ее показания должны внести ясность в вопрос о том, соответствует ли дискриминационная практика РСЕ/РС, финансируемого американским Конгрессом, "широким целям внешней политики Соединенных Штатов" и "поддержке уважения к правам человека", как то предусмотрено Законом Соединенных Штатов "О международном вещании".

Хиллари Клинтон – свидетель обвинения или свидетель защиты гражданских прав и свобод?

Из сообщения Центра экстремальной журналистики: "Хиллари Клинтон, входящая как госсекретарь США в Совет директоров расположенного в Праге "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (РСЕ/РС), может быть приглашена в Конституционный суд для дачи показаний о трудовой политике, практикуемой в Чешской Республике этой радиостанцией, финансируемой американским Конгрессом. Ходатайство о допросе Хиллари Клинтон направила в Конституционный суд Снежана Пеливан — гражданка Хорватии, обвиняющая в этом суде РСЕ/РС в ущемлении ее трудовых и гражданских прав в результате нарушения американской радиостанцией законодательного суверенитета Чешской Республики, страны пребывания. Ранее гражданка Армении Анна Карапетян возбудила аналогичное дело против РСЕ/РС в Верховном суде Чехии. Истицы, бывшие сотрудницы радиостанции, подчиненной вашингтонскому Совету управляющих радиовещанием, правительственному агентству, ответственному за все международное вещание Соединенных Штатов невоенного характера, обвиняют РСЕ/РС в национальной дискриминации своих сотрудников, не являющихся гражданами Соединенных Штатов и Чехии".

В начале апреля российская "Время новостей" писала: "В числе "неудобных" тем в ходе визита Барака Обамы в Чехию, куда президент США прибудет вечером 4 апреля, могут быть и претензии в адрес находящейся в Праге радиостанции "Радио Свобода/Радио Свободная Европа" (РС/PCE), которая финансируется Соединенными Штатами…

По утверждению истиц — гражданок Армении (Анна Карапетян) и Хорватии (Снежана Пеливан), трудовые договоры, заключаемые с иностранными сотрудниками, лишают их защиты, предоставляемой трудовым законодательством США и Чехии. Так, руководство радиостанции может в любой момент уволить их без объяснения причин. Снежана Пеливан предлагает задать вопросы об этом Хиллари Клинтон потому, что та после 22 января в качестве госсекретаря вошла в состав совета управляющих радиовещанием и Совета директоров "Свободной Европы".

Таким образом, история с увольнениями уже приобрела международную огласку, что беспрецедентно само по себе. Между тем события продолжают развиваться очень стремительно; уже появилось сообщение о том, что Конституционный суд Чехии поддержал решения нижестоящих судов и петицию Снежаны Пеливан отклонил. Чем именно могло быть обусловлено такое решение, какие перспективы ожидают уволенных сотрудниц в аспекте решения вопросов в судебном порядке? В нашем следующем материале мы попытаемся раскрыть эту тему вместе с юристом Львом Ройтманом, любезно согласившимся ответить на наши вопросы. Забегая несколько вперед отметим, что сегодня уже постепенно вырисовывается и сценарий рассмотрения данного дела (или — дел) в Европейском суде, что может стать первым в истории страсбургским слушанием по искам против американской организации. Организации, слывущей поборником гражданских прав и одновременно попирающей эти права и свободы.