Логотип

ТЕРМИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

В ближайшие годы Армению ждут великие потрясения. Нация обязана будет каким-то образом переосмыслить весь свой пройденный путь и вписать нынешний день в контекст собственной истории. Без этого невозможно представить дальнейшее существование армянской государственности в агрессивном тюркском окружении, особенно на фоне неминуемых и более жестких и радикальных (по сравнению с сегодняшним днем) призывов влиятельных структур к установлению отношений с тем же агрессивным окружением. Переосмысление основополагающих вех собственной истории, к чему, собственно, и толкают армянский народ, – это крайне тяжкий процесс, который чреват реальными угрозами. В этой связи особую ценность приобретает степень государственной зрелости представляющих армянскую государственность персон и их способность рассматривать современный этап национальной жизни в качестве звена тысячелетней истории.

Иными словами, если государственные мужи Армении не проявят способности увязать современную стадию национальной истории с национальным прошлым и, потакая установкам самозванных кураторов, будут искать и, вероятно, находить истоки армянской общественно-политической жизни на водоразделе девяностых годов прошлого столетия, то лет через двадцать перед армянским обществом встанет вопрос о возможном присоединении этого края к одному из региональных государств. Неизвестно, ощущают ли эту историческую опасность армянские власти, однако есть основания полагать, что некоторые из представителей властных кругов рассматривают современный этап национальной жизни в качестве полностью изолированного. Это находит свое отражение в официальной терминологии, которая никогда не бывает случайной и которая является лучшим индикатором, демонстрирующим степень сознания носителей этой терминологии.

В январе этого года власти отмечали "17-летие Армянской армии". Более несуразной и позорной формулировки трудно было придумать, но такова была официальная позиция. До сих пор на столичных проспектах еще красуются стенды в честь "15-летия Армянской армии", и эти стенды не могут не ущемлять наше национальное достоинство. Игнорирование боевого прошлого нации, причем прошлого многотысячелетнего, является лучшей демонстрацией того, что нами управляют незрелые государственные деятели: многие из них просто не воспринимают свое существование и свое правление в контексте национальной истории; по крайней мере по-другому воспринимать генезис именно такого определения разум отказывается. Это действительно крайне серьезный вопрос, ибо отражает мироощущение армянской политической и военной элиты. Иными словами, Вазген Саргсян именно потому и "спарапет", что "Армянской армии всего 17 лет".

В прошлом году отмечалось "15-летие национальной валюты". Именно под такой официальной формулировкой проводились торжества. Видимо, плевать на то, что отчеканенный почти 2100 лет назад на армянских монетах благородный профиль царя Тиграна II отражал расцвет товарно-денежных отношений в Армении. Ведь он не очень жаловал персон, стремящихся урезывать его полномочия, и кафтана с царского плеча "демократам" не дарил. Сказанное вовсе не означает, что повелитель Армянский проявлял неуважительное отношение к завоеваниям "Европейского союза", представленного тогда греко-римским тандемом. Наоборот, Тиграна раздражали ритуальные действия восточных мистерий, их театральность и эмоциональная насыщенность. Он ненавидел массовый экстаз, доведение себя до исступления постом, плясками, музыкой; терпеть не мог лобзание земли и коленопреклонение, столь приглянувшиеся Александру Македонскому. Запад в большей мере, нежели сам Тигран, был предрасположен к восприятию восточной пышности и перенесению ее отдельных элементов в Римский двор. И тем не менее личность самодержца все равно опасна, особенно после вступления в силу конституционных поправок, урезывающих президентские полномочия. Вот и отмечались у нас "15-летие национальной валюты" и "15-летие Армянской армии".

Можно привести еще немало примеров игнорирования нашими влиятельными умниками национального прошлого, равно как и своего места в хронике национальной жизни, в конце концов указывающих на то, что в течение всего 17-летнего периода существования "Армянской армии" правительство у нас действительно было Временным. Тот хаос, который мы видим при застройке нового города Еревана, при проведении кадровой, внешней, культурной политики и т. д. и т. п., является всего лишь более масштабным отражением того хаоса, который сквозит в миниатюре в мозговых извилинах наших правителей.

Наиболее вопиющим проявлением подобной аномалии является противопоставление таких понятий, как "Армения" и "Нагорный Карабах". Во всех официальных обращениях, в большинстве информационных сообщений эти понятия выступают в качестве взаимодополняющих, а не взаимопроникающих. Не говорим же мы "народы Армении и Сюника", "народы Армении и Тавуша". Тем самым официально игнорируется понятие Отчизны. Вне зависимости от политического статуса Родины она всегда статична. Динамичны лишь политические статусы территорий. В конце концов, Армения – это и Араратская долина, и Сюник, и Арцах, и Васпуракан, и Нахиджеван…

И уж если официальные власти пытаются предстать перед народом и миром в максимально политкорректной форме, то им следовало бы выделять и отделять два сугубо политических понятия — "РА и НКР" (по тому же принципу: "15 лет Армии РА", "15 лет – валюте РА" и т.д.) Абсолютно непонятно, как с таким набором национальных аргументов они способны будут отстаивать интересы Армении, как будут отстаивать ее неотъемлемую часть — Нагорный Карабах — и какую именно позицию они займут в отношении разблокирования армянского участка советско-турецкой границы. Именно советско-турецкой…