Логотип

К ЧЕМУ РЕФЕРЕНДУМ,

если игнорируются итоги уже состоявшегося?

*Историческому референдуму 18 лет

*Избирательные участки обстреливали из всех видов оружия, включая ракеты и артиллерию. Есть убитые и раненые

*Минская группа пренебрегает заключением международных наблюдателей

10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум независимости.

За двадцать дней до этого важнейшего политического события азербайджанские власти подписали указ "Об упразднении НКАО", но этот документ был лишен юридической силы.

ВО-ПЕРВЫХ. В контексте советского права и ввиду наличия последнего при СССР правового статуса области – "Особой формы управления" — карабахский вопрос уже не рассматривался как внутреннее дело Азербайджанской ССР. ВО-ВТОРЫХ. Карабахский вопрос не мог стать ее внутренним делом и по той причине, что сама республика к тому моменту уже отказалась от правопреемства Азербайджанской ССР, соответственно, — и от "советских прав" на Нагорный Карабах и Нахиджеван. В ТРЕТЬИХ. Административно-территориального образования, об упразднении которого азербайджанские власти и подписали 23 ноября 1991 года соответствующий указ, к тому времени уже не существовало. На территориально-правовой базе НКАО уже была провозглашена НКР. В ЧЕТВЕРТЫХ. Провозглашение НКР произошло в полном соответствии с положениями Союзного закона от 3 апреля 1990 года – "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Это именно тот закон, который стал не только юридической базой политического распада СССР, но и конкретизировал принципиальные положения, связанные с перспективой автономных образований.

Статья III закона гласила: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии.

За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе".

В ПЯТЫХ. Азербайджанское государство сегодня не может игнорировать этот закон, так как именно он предоставил ему право на проведение референдума о независимости.

Статья II закона гласила: "Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования).

Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР".

Провозглашение НКР было ратифицировано путем проведенного 10 декабря 1991 года референдума, итоги которого не могут быть оспорены. Голосование проходило в характерной демографической обстановке. В нем приняло участие 82,2% от общего числа зарегистрированных избирателей.

Несмотря на все усилия руководителей Советского Азербайджана, армянское население в Арцахе к моменту конфликта все еще составляло порядка 80%. В случае, если бы даже все зарегистрированные в Карабахе азербайджанцы (включая детей, которые не имеют избирательного права) приняли бы участие в референдуме, то и тогда "азербайджанский показатель" не превысил бы 20%. В списки избирателей были включены 132328 человек — все население Нагорного Карабаха, обладающее избирательным правом. 82,2% избирателей (108736 человек) приняли участие в голосовании, из которых 99,89% высказались за независимость НКР. Тот факт, что более 24 тысяч азербайджанцев бойкотировали голосование никоим образом не может ставить под сомнение итоги референдума. Бойкот азербайджанского меньшинства как раз и был обусловлен изначальным осознанием итогов голосования. Ни в одной другой бывшей союзной республике или советской автономии итоги референдумов не были столь убедительными. В той же Абхазии референдум был проведен лишь после ухода грузинского большинства (по данным последней советской переписи населения 1989 года, общее население Абхазии к моменту конфликта составляло 525061 человек, из коих на долю грузин приходилось 45,7% (239872 человека), абхазцев – 17,8% (93267 человек).

Всенародное голосование (референдум о независимости и президентские выборы) было проведено в Абхазии уже после войны (26 ноября 1994 года), после оттока грузинского большинства, и именно по этой причине оно было расценено мировым сообществом как нелегитимное. (Из заключения наблюдателей: "большая часть населения была исключена из голосования и выселена из Абхазии.")

Демографический компонент являлся определяющим. 19 июля 1989 года Комитет по иностранным делам Сената США принял Резолюцию "О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа Советской Армении", основываясь именно на факторе армянского большинства в НКАО. В том же ключе было выдержано и Женевское заседание Подкомиссии ООН по правам человека (от 7 августа 1989 года), которое рекомендовало правительству СССР провести в НКАО референдум "с целью определить волю большинства населения региона".

Сразу после этой рекомендации специальным распоряжением от 3 ноября 1989 года советское руководство приняло решение о расселении в НКАО десятков тысяч реабилитированных турок-месхетинцев (это был едва ли не первый проект, относящийся к размещению турок-месхетинцев именно в армянских районах). В самом начале 90-х казалось, что, за исключением кремлевского руководства, азербайджанских властей и официальной Анкары, все мировое сообщество солидаризовалось с законными требованиями армянского населения.

Уже 19 ноября Сенат США принял Резолюцию по Нагорному Карабаху, призывающую к "справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабахе, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области". Особым предложением подчеркивалось, что "80% населения НКАО составляют армяне".

За неимением другой возможности противостоять выбору армянского народа азербайджанские власти пошли на беспрецедентное преступление: обстреливать избирательные участки и самих избирателей. Едва ли найдется в мировой истории случай, когда подлинно демократическая форма всенародного волеизъявления стоила бы 10 жизней, 11 раненых и 18 лет региональной дестабилизации.

Из Заключения международной наблюдательской миссии: "Наблюдатели считают необходимым отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено — 11. Большинство женщин и детей Степанакерта ночуют в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. Взорван городской водопровод, нет хлеба и медикаментов…

Тем не менее подготовка, проведение и подведение итогов референдума осуществлялись в полном соответствии с "Временным положением о проведении референдума Нагорно-Карабахской Республики". Исходя из результатов голосования и принимая во внимание положения Всеобщей декларации и международных пактов по правам человека, независимые наблюдатели заявляют: население НКР подавляющим большинством голосов высказалось за независимость Нагорно-Карабахской Республики".

Сегодня, спустя 18 лет после этого исторического события, мы вынуждены задаться вопросом: что стало с мировым сообществом? Почему международное общественное мнение, которое на заре Карабахского движения выражало солидарность с армянским населением Арцаха, сегодня не признает независимость НКР? Через какие еще войны и правовые формальности должен пройти народ Арцаха, чтобы доказать свое право на суверенное существование?

Никогда еще за прошедшие годы исторический референдум о независимости НКР не подвергался столь издевательскому подходу, не был столь игнорирован, как сегодня, в день своего совершеннолетия.

Восемнадцатая годовщина голосования нынче сопровождается очередным "презентом" от Минской группы, от гнусных толкователей кризисного менеджмента в форме ультимативного поздравления: "Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены".

Армения, увы, кажется, принимает этот подарок…