Логотип

ОПОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ — ИСТОРИЯ КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС

29 ноября 1920 года Революционный комитет Армении вместе с подразделениями большевистской армии вступил в Иджеван и провозгласил в городе Советскую власть. В тот же день он опубликовал Декларацию о провозглашении Армении Советской Социалистической Республикой.

СУДЬБА РАСПОРЯДИЛАСЬ ТАК, ЧТО ЗА ТРИ ЧЕТВЕРТИ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ – исторически ничтожный срок – на нынешней территории Армении возникли, сменяя друг друга, три республики. К сожалению, власть каждой последующей республики, вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических соображений опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению общее национальное прошлое. В этом и следует искать истоки многих наших бед, тем более что сам принцип подобного ретроспективного взгляда остался по сути неизменным: базирующаяся на измышлениях и лжи официальное отношение Третьей республики ко Второй, является зеркальным отражением соответствующих подходов Второй республики к Первой.

Зло такого агрессивно-нигилистического отношения к собственному прошлому не только в том, что с каждой новой республикой нарастало идеологическое противостояние в армянском обществе. Возможно, это в определенной степени историческая неизбежность. Важнее то, что подобный подход не позволяет нам трезво осознать опыт собственного прошлого и извлечь из него необходимые уроки.

О беспрецедентных достижениях армянского народа в годы Второй республики (равно как и о судьбоносных потерях, в том числе территориальных) написаны тома, и мы не будем перечислять их. Обратим внимание на главное: именно в период существования Советской Армении стало возможным безопасное существование уцелевшей части нации на уцелевшей площади исторической родины, и именно в этот период весь спектр национальной культуры — музыка, литература, живопись, наука… — впервые за многие столетия "вернулся на родину".

Советская Армения стала стабильным центром армянской жизни и поддержания этнокультурного иммунитета нации. Именно в административных границах СССР и в первую очередь Советской Армении в пределах ее интеллектуальной мысли по-новому стала складываться и наша историческая память. В конечном итоге Советская Армения стала родиной рассеянного по миру национального гена, главной национальной перспективой.

Ведь выжившие в погромах и резне наши соотечественники проблему физической безопасности достаточно легко решали и в других концах мира. Но, в отличие от армян, обживающих Советскую Армению, они — оторванные от Родины и не видящие никаких перспектив национального развития — жили в основном прошлым, в то время как население Советской Армении ориентировалось на национальную перспективу. Более того, уже второе поколение оказавшихся на чужбине соотечественников обрекалось на адаптацию к новым условиям жизни, оно вынужденно искало и в большинстве случае находило способы достойной интеграции в новые общества, однако вместе с тем стремительно утрачивало традиционные, национальные черты.

ВПРОЧЕМ, ВОЗРОЖДЕНИЮ ВСЕАРМЯНСКОГО ДУХА В СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ ВО МНОГОМ СПОСОБСТВОВАЛИ ЗАПАДНЫЕ АРМЯНЕ, которые, как, впрочем, и переселившиеся в республику наши соотечественники из кавказских регионов, стали закваской, сформировавшей дух и характер населения страны. Армянский народ строил свою республику и прежде всего столицу, вложив в нее всю душу, талант и силу своего гения. Именно так в течение нескольких десятилетий из маленького уездного городка возник один из центров мощной индустрии, передовой науки, высокой культуры, развитой духовной жизни и цивилизации. Только такой Ереван и только такая Армения могли выполнить возложенную на них историей функцию национальной плавильни, котла, в котором исторически сформировавшиеся различные армянские ментальности, часто остановившиеся в своем развитии или обретшие откровенно чужеродные черты, переплавлялись в единое органическое целое — прообраз армянина будущего, носителя общенационального менталитета и государственного мышления. Этого значения Советской Армении и советского Еревана не могли не признать и те наши зарубежные соотечественники, которые так и не приняли советскую власть и которые Советскую Армению настоящей Арменией не считали.

История Советской Армении закончилась в 1991 году. Новая власть Третьей республики, вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических соображений опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению общее национальное прошлое. Именно этот поход до сих пор не позволяет нам трезво и объективно, исходя из наших национальных интересов, осознать опыт собственного прошлого, извлечь из него необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.