Знаете ли вы хоть одного человека, который бы не любил цирк? Пусть некоторым взрослым этот вид искусства кажется примитивным и наивным, но то, что все трюки, выполняемые артистами, — результат огромного труда, многочисленных травм и сверхчеловеческих усилий, думаю, никто отрицать не будет.
Воздушные гимнасты, жонглеры, клоуны, дрессировщики. . . Но больше всего я любил фокусников. Да и сейчас поражаюсь трюкам многих из них. Причем люблю не тех, кто пользуется достижениями современной науки, а тех, кто добивается всего лишь за счет отработанной до совершенства техники рук. Речь о манипуляторах. В свое время я был влюблен в Арутюна Акопяна, в его оригинальную манеру представлять свою уникальную технику игры с картами, различными мелкими предметами. И все это под тихое мурлыканье себе под нос, милые комментарии и добрую улыбку. К сожалению, его сын, унаследовавший от отца секреты этих фокусов, не смог повторить успех отца, а главное, избрал совсем другую стилистику. . . И вот буквально на днях я познакомился с молодым человеком, который всколыхнул во мне те старые положительные эмоции, которые я испытывал, глядя на работу Акопяна-отца.
Бывший наш соотечественник Карен Хачатрян, уехавший еще ребенком вместе с родителями в США в начале 90-х, никогда не помышлял о карьере фокусника. Первый карточный фокус ему показал отец, но тогда это не произвело на него должного впечатления. Он занимался совсем другим — музыкой, немного изобразительным искусством, работал на студии "Супер Мега Паломар Пикчерс" вместе с известным режиссером Джозефом Каном. Тот, почувствовав ярко выраженный художественный талант парня, привлек его к работе со звездами поп-музыки, и Карен принимал участие в работе над видеоклипами таких исполнителей, как Элтон Джон, Бритни Спирс, Джанет Джексон, Destiny’s Child и других. Сам Карен научился играть на гитаре, иногда играл в молодежных коллективах. Но перелом в настроении и намерениях произошел, как всегда, вдруг.
Он наткнулся на книгу о старых фокусниках и их секретах. Книга и сама наука сильно заинтересовали парня, любопытство переросло в страсть. Как читатель догадывается, из всех видов фокуса он выбрал манипулирование. И начались кропотливые самостоятельные занятия. Забросив все другие увлечения, он начинает работать над своими руками, пальцами и техникой исполнения. Естественно, первые эксперименты он ставит на родных, друзьях, знакомых. Потом дело доходит до пробных выступлений в маленьких клубах, и после первых же нескольких таких показов он попадает в специальный театр фокусников. Начинается жизнь профессионального фокусника.
В 1998 году семья впервые после отъезда приезжает на родину, и Карену понимает, что ему лучше остаться. С тех пор он живет на два дома, серьезно подумывая о сокращении одного из домов. Американского. В один из его приездов состоялся наш разговор.
— Может ли обычный человек научиться показывать фокусы?
— Конечно. Вопрос лишь в уровне сложности фокусов. Как и любое занятие, это требует массы времени, упорства и работы над собой. Нужно подготовиться теоретически, выбрать наиболее подходящую для себя стилистику и работать в этом направлении. Вот и все.
— Фокусы ты выдумываешь сам или покупаешь у коллег?
— Дело в том, что секреты всех основных фокусов и у иллюзионистов, и у манипуляторов в принципе давно известны. Существует масса книг, пособий, где они все описаны. Каждый, кто занимается этим делом, может поставить номер один к одному, конечно, насколько ему позволит его собственное мастерство, или добавить что-то свое. Но это будут уже элементы шоу. А принцип останется тем же.
— Насколько я понимаю, у тебя есть готовая программа. Не хочешь ли устроиться в ереванский цирк?
— Нет, мои номера не рассчитаны на массовую аудиторию, на большой манеж. Я привык работать в уютной обстановке, маленьком зале с непосредственным контактом со зрителем. Мне удобнее работать, скажем, в клубе, кабаре, где можно подойти к зрителю и попытаться удивить его. Например, так.(Карен показывает парочку трюков, пряча предметы и доставая их из абсолютно других мест. Мои глаза за ним не поспевают.) Я уже договорился с ереванскими клубами и время от времени там выступаю. А еще я собираюсь создать свою собственную программу на одном из ереванских телеканалов, посвященную искусству манипуляции. Надеюсь, скоро программа выйдет в эфир.
— Раньше все гипнотизеры, фокусники и особенно манипуляторы, работавшие в цирке, давали в МВД подписку о том, что они не будут использовать свое мастерство в жизни. Давал ли ты такую подписку? Можешь, скажем, зайти в обменный пункт и "разменять" 1 доллар на сотню тысяч драмов?
— Никаких подписок я никому не давал, да, думаю, никто с меня сегодня бы ее и не взял. Вряд ли этим кто-то озабочен. А конкретно — да, конечно, могу "обменять", а еще могу "купить" что-либо в супермаркете таким образом. Могу — в смысле технически. Но никогда себе такого не позволю и, честно говоря, даже никогда не думал об этом. Это ты меня сейчас надоумил. . .
— Есть ли какие-нибудь идеи по пропаганде своего мастерства?
— Да, и я ее уже реализую. Я часто выхожу на улицу и показываю то, что умею, прохожим. Кто-то останавливается и с интересом смотрит. Кто-то проходит безразлично. Но вот, например, в скверах, кафе люди всегда смотрят и улыбаются. И это для меня главное.
— А что это у тебя за фотографии вместе с Рубеном Ахвердяном?
— Когда Ахвердян был в Америке, меня с ним познакомили, и, так как я неплохо играю на гитаре, я стал его аккомпаниатором-партнером по выступлениям. Мы с ним вместе отыграли уже несколько концертов. Я все время думаю о работе и в этом направлении. Может, смогу собрать собственный коллектив. Есть и такая идея. . .
Карен не поет во время демонстрации своих трюков. Он не Арутюн Акопян. Но он говорит — говорит много, тихо, достаточно интересно что-то рассказывает, что-то объясняет. . . Я понимал, что это способ отвлечь внимание зрителя от ловких и быстрых движений фокусника, но не мог не слушать его. "Этому тоже надо учиться. Приходится много читать, чтобы знать человеческую психологию и извлечь максимум полезного для себя. Пока мне это удается".