НА ФЕСТИВАЛЕ "УСАДЬБА. ДЖАЗ"
Вот уже пятый год в подмосковной усадьбе Архангельское проводится международный джазовый фестиваль "Усадьба. Джаз". Фестиваль по праву считается не только самым масштабным джазовым мероприятием, но и одним из ярчайших open-air проектов года в России. В связи с первым, маленьким юбилеем организатор проекта агентство "АртМания" решило на сей раз проводить фестиваль не два, как обычно, а три дня. В декорациях XVIII века с 12 по 14 июня появился настоящий джазовый мегаполис: 5 сцен, более 50 российских и западных коллективов, 30 тысяч зрителей. Фестиваль объединил музыкантов многих направлений: мейнстрим, свинг, лаунж, free jazz, acid jazz, фанк, этноджаз, фьюжн, джаз-рок, world music.
Новинкой нынешнего фестиваля стал конкурс молодых, до 35 лет, исполнителей. По условиям конкурса нужно было заранее прислать записи, по результатам отбора которых музыкантов и пригласили бы на сам фестиваль. Цель конкурса — помочь неизвестным талантливым музыкантам, играющим современную импровизационную музыку, заявить о себе в джазовом сообществе, найти своего слушателя и получить оценку творчества из уст высокопрофессионального жюри.
Буквально в последний день подачи заявок наш септет "Катунер" решил представить свой трек, но по каким-то техническим (а точнее, "человеческим") причинам трек представлен так и не был. О конкурсе на некоторое время забыли. Через неделю выяснилось, что жюри решило продлить срок подачи заявок и "Катунер" (опять почти в последний день нового срока) подали-таки свою заявку и послали трек на конкурс.
Всего на конкурс было подано более 500 заявок. После первого тура осталось 250. "Катунер" прошли во второй тур. Причем прошли на "ура". Автор этих строк был включен в состав экспертного совета и участвовал в "слепом" отборе треков, так что знает о деталях процесса из "первых рук".
Еще через недельку стало известно, что по результатам второго тура "Катунер" попали в шорт-лист — финальный список, состоящий из 46 конкурсантов. Кстати, наши были единственной нероссийской группой в списке.
И вот наконец отбор закончен, и из Москвы получена информация, что "Катунер" стали первыми в номинации "этноджаз" и должны ехать в Москву. В этот момент ребята были за границей — играли на Кипре. Возвращаются через день. За один день организаторы присылают билеты, и утром 12-го, в день выступления, "Катунер" вылетают. Прямо из аэропорта едут на площадку "Аристократ" (самую крупную в Архангельском) на репетицию и через часа два начинают играть перед фестивальной публикой.
Чтобы читатель понял, о фестивале какого масштаба и уровня идет речь, скажу, что для освещения фестиваля было аккредитовано около сотни журналистов, представляющих самые престижные СМИ России, — от ОРТ и канала "Культура" до газеты "Известия" и журнала "Огонек", а в состав жюри входили музыкант Аркадий Шилклопер, главный редактор журнала "ДжазРу" Кирилл Мошков, музыкальный критик "Коммерсанта" Борис Барабанов, московские музыканты Армен и Мариам Мерабовы. . . Возглавил жюри известнейший джазмен России, композитор и бэнд-лидер Анатолий Кролл.
Каждому составу было выделено по 20 минут. Наши играли 40! Ни у кого не поднялась рука остановить их, хотя и попеняли за затяжку времени после выступления. . . Публика реагировала очень эмоционально, а жюри внимательно слушало — ведь оно должно было определить победителя по нескольким параметрам: качество музыкального материала, артистичность, джазовый драйв, оригинальность. После затянувшегося обсуждения оно вынесло свое решение: "Катунер", высокопрофессиональный коллектив, стоящий на голову выше всех остальных конкурсантов, отвечающий всем требованиям конкурса, удостаивается приза в виде приглашения на следующий фестиваль, "Усадьба"-2009, на профессиональной основе".
После ребят на этой же площадке играл и знаменитый американский гитарист Чарли Хантер со своими партнерами. Перед началом выступления они попросили руководителя "Катунер" Ваагна Айрапетяна оставить на сцене его синтезатор. Так вот, ближе к концу выступления американцев Ваагн поднялся на сцену и "пристроился" к гостям. Все, кто присутствовал на площадке, обратили внимание на то, как сразу после первых же пассажей Ваагна сник американский клавишник и как отреагировал на эту замену сам Хантер. А после совместного музицирования руководитель американцев, перекрывая аплодисменты, поблагодарил Ваагна за отличную игру и попросил зрителей отдельно похлопать "этому гению из Армении". Кстати, в перерывах между выступлениями Хантер показал прямо-таки блестящие для среднего американца познания в истории армянского народа, задал массу вопросов о сегодняшнем дне нашей республики и даже высказал свое мнение о решении Армянского вопроса. Как выяснилось, ближайшая подруга его жены — армянка, которая и является основным поставщиком информации в семье Хантеров.
Одним словом, музыка понравилась слушателям, жюри оценило их профессионализм и уровень, журналисты отметили эмоциональность. Но главные события, как в хорошем детективе, начали развиваться позже.
Когда ребята на следующее утро летели домой, к вашему покорному слуге обратились представители оргкомитета с вопросом о соответствии "Катунер" главному цензу конкурса — возрастному. "Нет, конечно, мы верим вам, мы видели паспорта ребят, но у жюри и публики возник вполне резонный вопрос: что делают среди молодых музыкантов люди с отчетливой проседью в волосах? У нас нет претензий по поводу музыки — ваши ребята играли так жарко и умело, что их можно смело посылать на любой европейский и заокеанский фестиваль, но вот насчет возраста нас мучают сомнения. . . " Пришлось объяснять, предъявлять, прибегать к доводам типа "жизнь у нас тяжелая, отсюда и седина. . . " Еще раз просмотрев паспорта, организаторы сняли свои претензии. А дело было просто в том, что уровень наших музыкантов настолько высок, что никто не хотел верить, что ребята действительно молоды. Как они потом рассказывали, после окончания первого фестивального дня практически все подходившие заверяли, что наши были лучшими, даже включая приглашенную американскую звезду. Даже строгие члены жюри Шилклопер и Кролл высказали ребятам свое восхищение и благодарность. . .
Так благополучно закончилось первое выступление армянских джазменов на крупнейшем и самом престижном в России джазовом фестивале. Остается лишь выразить надежду на то, что это выступление откроет дорогу и другим нашим джазменам на российские просторы.
Хочу еще добавить, что среди шести победителей в разных номинациях есть еще одно знакомое нам имя — первым в номинации "авангард" был назван саксофонист из Минска Павел Аракелян, о котором "ГА" писал пару лет назад, когда Павел был признан лучшим джазменом Беларуси.
Павлу тоже очень понравились наши ребята, и он выразил желание поиграть с ними. "Катунер" не против — осталось, чтобы кто-то взялся за организацию такого совместного концерта в Ереване, а потом, может, и в Минске. Музыкальные возможности для этого есть. Дело за малым — организацией такого концерта.
