Женская привлекательность всегда была одной из важных составляющих успешной рекламы любой продукции — от парфюмерии до продуктов питания. Но если лет 10-20 назад в качестве приманки потенциальных потребителей использовалась лишь легкая эротика, то сейчас реклама поражает своим почти порнографическим содержанием.
Возьмите любой журнал. Чуть ли не на каждой странице обнаженная или полуобнаженная натура, репортаж из ночного клуба или его реклама. Причем наши издатели глянцевых журналов идут все дальше и дальше…
ОТКРОВЕННАЯ ЭРОТИКА ПРИШЛА В РЕКЛАМУ в середине 90-х годов прошлого века — именно этот период принято называть эпохой супермоделей. Красота манекенщиц и без того повлияла на формирование культа тела в обществе, а рекламщики подлили масла в огонь довольно смелыми по тем временам кампаниями. Достаточно вспомнить российскую супермодель Ольгу Пантюшенкову, снявшуюся с обнаженной грудью для рекламы духов EDEN от Cacharel, или рекламу парфюма Obsession от Кельвина Клайна, в которой обнаженной снялась юная тогда Кейт Мосс. Так было положено начало.
Некоторое время спустя появилась откровенная реклама производителя женского белья компании Wonderbra. "Посмотри мне в глаза… Я сказала — в глаза!" — требовала со страниц журналов топ-модель Ева Герцигова в соблазнительном бюстгальтере. Смелая реклама со здоровой долей юмора и эротики сделала Wonderbra именем нарицательным на рынке дамского белья. А потом пошло-поехало…
Правда, общественность иногда все-таки восставала против эксплуатации обнаженного тела в качестве приманки. Так, в 2000 году появление рекламы легендарного аромата OPIUM от Ива Сен-Лорана вызвало массовое негодование. Рекламную страницу, на которой была изображена лежащая на кушетке в соблазнительной позе обнаженная модель Софи Даль, сочли оскорбительной для женщин и даже способной спровоцировать сексуальное насилие. Скандал удалось замять, но цель была достигнута: и без того популярный аромат получил второе рождение, а метод эротического скандала был взят на вооружение специалистами по рекламе.
ПОЧУВСТВОВАВ, ЧТО НА ЭТОМ МОЖНО ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ, рекламщики идут дальше. На страницах глянцевых журналов появляется все больше статей на откровенные и сокровенные темы. Логично, что в свете подобных статей рекламщики готовы обнажать почти все. А если есть идея, пусть даже скандальная, всегда найдется тот, кто с удовольствием попытается ее обыграть. Главными скандалистами среди дизайнеров становятся Том Форд, Доменико Дольче и Стефано Габбана. Пожалуй, именно они прославились самыми нескромными и агрессивными рекламными кампаниями.
К счастью, слишком смелая реклама не всегда попадает в модные журналы, зато интернет буквально забит ею — электронное пространство более свободно в нравах. Именно интернет принимает "на ура" самые рискованные эксперименты брендов, стремящихся быть у всех на устах. В печатную продукцию эротическая реклама попадает, как правило, в смягченном варианте. Например, у рекламы мужского парфюма M7 от Ива Сен-Лорана существовало два варианта: первый — для модных журналов, где мужчина показан обнаженным лишь по пояс, и второй — без купюр — для Всемирной паутины. Одна из главных причин банальна — цензура.
В какой-то момент стало казаться, что модная реклама вот-вот перейдет границы дозволенного. Но вдруг в мире произошел резкий поворот и сейчас все больше рекламных страниц стилизуется под скромное ретро. Модные гиганты самых разных ценовых категорий — от Guess до Louis Vuitton — все чаще стилизуют свою рекламу под ретро, создавая образы 40-70-х годов. Трендом постепенно становятся женственность и невинность, в то время как агрессивная эротика отходит на второй план, уступая место романтике. И вот уже серьезные игроки на поприще печатной рекламы, такие гиганты как Elle, Vogue, "Космополитэн", перестают печатать рекламу с обнаженкой или брутальными типажами для рекламы сигарет, пива или духов. Теперь царят "шоколад", женственность и беззащитность. В современном мире рекламы уже нет места дряным девчонкам и мальчишам-плохишам — это уже не модно.
НО ЭТО ТАК, К СОЖАЛЕНИЮ, "НЕ В НАШЕМ РАЙОНЕ". До нас все обычно доходит, как до жирафов — с опозданием на пару лет. Наши рекламщики и владельцы модных журналов только-только подсели на тему эротики и насилия. Возьмите любой наш глянцевый журнал. Не буду говорить о содержательности статей, чаще всего попросту сдутых и переведенных на армянский с интернет-сайтов. Не буду говорить о том, что такая профессия, как корректор, во многих изданиях упразднена за "ненадобностью" (и вообще сегодняшний язык печати — тема отдельного разговора). Не буду говорить о том, что процентов 50 всей площади изданий занимает реклама и читать практически нечего. Речь — об оформлении этой самой рекламной продукции. Так вот, учитывая нашу удаленность от "караванных путей", наши издатели только-только входят во вкус и разворачивают широкое наступление эротики на читателей. Наши поп-певцы считают своим долгом сняться в провокационных ракурсах и нарядах, продемонстрировать свою крутость за счет смелости нарядов или постановочных кадров с оружием в руках или в крайнем случае со зверским выражением лица. Клипы наши через один — на тему ограбления банка или убийства незадачливого любовника. А те, кто без оружия, предстают в виде оскорбленной добродетели или с выражением гнева на челе.
Невдомек организаторам, реализаторам и героям пропаганды подобной стилистики, что все это уже не котируется в мире и те, на кого они так пыжатся быть похожими, уже давно не играют в эту игру — немодно. А популярна сейчас добродетель и нежность. Именно то, чего так не хватает в нашей жизни. И эти цветные картинки для взрослых могли бы сделать хоть одно доброе дело, если бы начали пропагандировать эти всегда "модные" человеческие качества. А может, пора ввести некую нравственную цензуру? Информация для радетелей псевдодемократии — полиция нравов и цензура (речь не о политической) есть практически во всех странах.