говорит в интервью "ГА" мультипликатор Давид СААКЯНЦ
* Дело в системе проката
* Мультипликации нужны продюсеры
* Осенью в Ереване состоится крупный международный фестиваль рисованных фильмов
Мультфильмы любят все. Особенно если эти мультики умные, добрые и здорово нарисованы. И мы должны быть благодарны судьбе за то, что у нас есть мастера мультипликации, работы которых несут в себе глубокую мысль, так необходимую сегодня всем доброту и выполнены в оригинальной манере. Двое из этих мастеров носят фамилию Саакянц. И если отец создавал славу этой фамилии, то сын Давид с полным правом ее унаследовал и успешно приумножает. Улыбчивый, скромный, вдумчивый, с добрыми глазами (а каким может еще быть мультипликатор?), младший Саакянц так же и отвечал на вопросы — коротко, информативно, без пафоса и самолюбования.
— Мультипликацией я занимаюсь с 1992 года — начинал работать с папой. Учеба в Центре эстетического воспитания, неудачная попытка поступить в институт, служба в армии. После возвращения почти случайно вновь оказался в мастерской отца. Вначале выполнял простые работы, потом мне начали доверять дела посложнее, так и пошло. В итоге на сегодняшний день на моем счету более двадцати полноценных авторских работ. Из последних — обучающие фильмы для детей "Музыкальная азбука", "Поющие цифры", где посредством музыки и песен дети обучаются грамоте и арифметике. Кроме того, это "Каркин мультер" с Айко и Мко в качестве прототипов рисованных героев.
— Что-то я их не видел на экране…
— Их показывали в свое время, но недолго. Телеканалы все время хотят что-то новое. Тем более что большинство моих работ не коммерческие, а такое в наше время не задерживается на экранах.
— Кстати. Вот раньше существовал госзаказ, мультипликаторы создавали фильмы по мотивам детских сказок или по оригинальным сюжетам, и государство оплачивало эти работы. Есть ли сейчас нечто подобное?
— Да, есть. К счастью, госзаказ еще существует. Министерство культуры и Национальный киноцентр выделяют деньги и на игровое кино, и на документальное, и на мультфильмы. Кроме того, бывают заказы на рисованные работы и со стороны. Например, те же видеоклипы. Правда, два из них я подарил исполнителям — уж очень понравилась музыка, а музыканты были моими хорошими друзьями. Кстати, на такой рисованный видеоклип уходит месяц-два работы, даже если на экране это всего лишь парочка минут. Хотя, конечно, многое зависит от задумки, стиля, заказа, наконец.
— В отличие от работ вашего отца, ваши мульты созданы в другой стилистике. Если у Саакянца-старшего они в основном энергичные, гротесковые, яркие, то у вас они какие-то минималистские, в стиле примитивизма, что ли… Это ваш стиль?
— Стилистику картины, манеру рисования подсказывает, скажем, в случае видеоклипа сама музыка, сюжет песни. Если взять последнюю работу — картинку на песню Инги и Ануш Аршакян, то это песенка о детских воспоминаниях. Поэтому картина напоминает детские рисунки. Или клип на "Колыбельную" группы "Катунер" — там все тоже очень камерно, слегка статично (клип этот был признан лучшим клипом 2008 года. — А.М.). Но у меня есть и динамичные работы. Повторюсь — все зависит от сюжета, от задачи и настроения, которое нужно создать.
— Насколько я помню, у вас нет работ в стилистике старых добрых мультов, как, скажем, "Аленький цветочек"…
— Не было пока такой задачи. Но вот сейчас обсуждаем вопрос картины по произведению Рэя Брэдбери, и тут нужна будет реалистичная картинка. Вот и будет вам "Аленький цветочек".
— А что вообще происходит сегодня с армянской мультипликацией? Есть ли она?
— Как ни странно — есть. И достаточно активно функционирует. Снимается достаточное количество фильмов и довольно хороших. В Ереване активно работают сейчас три группы мультипликаторов. Человек 10-15 ведущих мастеров. Дело просто в системе проката. Работы этих студий в основном камерные, их не покажешь на большом экране, их удел — телеканалы и DVD. Там их и нужно искать.
— А есть ли в нашей мультипликации работы международного уровня? Пытались ли, например, вы отправлять свои картины на международные фестивали?
— В советские времена работы отца практически каждый год представлялись на международном фестивале рисованных фильмов во Франции, в городе Аннеси уже много лет действует крупнейший международный фестиваль. Но раньше это делало государство, сейчас этого никто толком не делает. Ведь это большие деньги и серьезная работа. Нужны продюсеры — люди, налаживающие связи, контакты, находящие под это дело финансы. Это очень серьезная работа. Так что сейчас выезд на международный фестиваль — дело непростое. Но могу поделиться новостью: если все пойдет хорошо, то осенью в Ереване состоится крупный международный фестиваль рисованных фильмов, ожидается приезд большого числа серьезных мастеров. Может, это поможет нам не только на людей посмотреть, но и себя показать. Кто знает, может, это приведет в будущем к серьезным контрактам. Фестиваль организует Вреж Кассуни — молодой сирийский мультипликатор, который пытается провести его всеми правдами и неправдами. Вроде ему это удается. Будет специальный день, отведенный ретроспективе армянской мультипликации, и тогда мы сможем показать все свои стоящие работы.
— А кто является ведущей страной в мире сегодняшней мультипликации?
— Конечно, Америка. Это и "Дисней", и "Пиксар", и "ДримУоркс". Там собраны лучшие силы, вложены огромные деньги в производство картин. На каждой студии работают по 300-400 мультипликаторов, привлекают мастеров со всего света, даже из России приглашают. Одновременно идет работа над несколькими фильмами. Получают заказы от разных продюсеров и работают параллельно.
— А чем объяснить то, что наши мультики чаще всего камерного стиля и нет фильмов, скажем, в стиле "Шрека" или "Ледникового периода"?
— Грубо говоря — бедностью. Это же огромные деньги, которых у нас нет, поэтому приходится обходиться тем, что имеется. Хотя творческий потенциал у нас есть. И есть достойные проекты. Но нет физических возможностей. А если будут, то, уверяю, мы тоже сможем снять и "Мадагаскар", и "Мулан". Повторюсь: все зависит от поставленной задачи, от конечной цели и финансов. Если найдется серьезный продюсер, который закажет кассовый фильм, заранее определит его дальнейшую прокатную судьбу — широкий экран, телеэкран, цифровой носитель — и обеспечит этот самый прокат, то и армянский мультфильм будут смотреть с неменьшим удовольствием, чем работу "Пиксара" или "ДримУоркса".
— Недавно я прочитал, что в соседней республике снимают ура-патриотический полнометражный, с батальными сценами, рисованный фильм о Карабахской войне. А к вам не обращалось, скажем, наше Министерство обороны с просьбой создать фильм о взятии Шуши, о событиях начала 90-х?
— Во-первых, я почти уверен, что такой фильм снять в соседней республике сами не смогут — у Азербайджана нет своей школы и истории мультипликации. И скорее всего, такой фильм им помогает создать Турция, которая наверняка, в свою очередь, заказала фильм где-нибудь на Западе. Заплатили сотне-другой западным мастерам, дали синопсис, и те сейчас на турецкие деньги и работают. А что им? Заказ есть — надо выполнять. Но если говорить конкретно, то я убежден, что подобный фильм нам не надо снимать. Это им нужно объяснять и доказывать своему народу что-то про эту войну — у них же психология побежденного. Нам доказывать нечего, а тем более детям.
— Артисты обычно работают в какой-то одной стилистике. Есть художники-маринисты, есть баталисты. То же и в музыке, в кино. У мультипликаторов тоже есть такое деление? Можете ли вы создать фильм в одной стилистике, а потом совсем в другой?
— Могу. Например, сейчас я думаю о создании фильма по "Зову пахарей" Даштенца. Но пока не могу найти форму. Хочу сделать его понятным сегодняшним европейцам и в то же время не менять ничего в оригинальном тексте. Вот когда найду форму, тогда и нарисую. Ведь мультипликаторы, создающие авторское кино, в первую очередь художники. Как нарисовать, зависит от того, что рисуешь.
— А сами любите мультики? Когда их показывают по телевизору, смотрите? И есть ли среди них любимые?
— Да, люблю и смотрю. Правда, не смотрю эти дурацкие бессмысленные американские мультики, где герои постоянно гоняются друг за другом и все построено на трюках. А если говорить о любимых, то это "Охотники" отца, советский "Карлссон", американский "Король Лев", японский "Унесенные призраками".
— Наверное, ваши дети — самые счастливые. Ведь у них дома наверняка есть все мультики мира! А мульты деда и отца они смотрят?
— Смотрят, конечно, но не сказал бы, что постоянно. Они к ним приходят время от времени.