Логотип

ПОД АККОМПАНЕМЕНТ ОДНОЙ ГИТАРЫ

Давайте, дорогой читатель, сразу оговоримся: в искусстве нет высоких и низких жанров, а есть плохие и хорошие исполнители. В качестве доказательства такой пример. Режиссеры Пол Верховен и Тинто Брасс — корифеи эротического жанра. Так вот, когда Верховену попеняли на то, что в его фильмах слишком много обнаженного тела и он берет зрителя лишь этим, он в ответ пообещал снять жесткую эротику при том, что исполнители не снимут с себя даже пальто. Мастер — во всем мастер! А разве мы не знаем режиссеров, которые работают в  жанре серьезного искусства, но при этом демонстрируют на сцене и экране лишь пошлую безвкусицу? И что, они классики, а Верховен низкий жанр? Согласитесь: приготовленный мастером пирожок с картошкой вкуснее, чем роскошный на вид торт, который есть невозможно. Так что дело лишь в качестве…

Такое длинное вступление мне понадобилось, чтобы было понятно, с какой стати я собрался писать о рок-музыке. Признаюсь, ее сегодняшний вариант я не люблю. Не люблю потому, что, на мой взгляд, в сегодняшнем нашем роке нет или почти нет ничего стоящего. Исполнение старых хитов западных групп или своих несостоятельных песен старательно камуфлируется громкостью звука и "рокерским" антуражем. Конечно, то, что в последнее время наш рок стал выходить из глубокой творческой ямы, в которой находился много лет, радует, но пока, на мой взгляд, проходит лишь период его становления и о ярких успехах говорить явно рано. Зато отдельные успехи внушают надежду. Речь о восемнадцатилетней певице и композиторе Эве Восканян, работающей в этом жанре.

В первый раз я услышал ее примерно год назад на одном рок-фестивале. Тогда, с трудом высидев пару часов и удрученный качеством музыки, я собрался покинуть зал, но был остановлен товарищем, который предложил дождаться выступления Эвы: "Будет интересно. Обещаю!" Сказать, что мне понравилось, было бы сильным преувеличением. Да, музыка и вокал были чуть лучше общей массы, но те же сумасшедшие децибелы и некачественный звук не дали что-либо разобрать и оценить певицу по достоинству. Раздосадованный потерянным временем, я таки ушел, не дождавшись конца фестиваля.

А на днях я случайно попал на клубный концерт — концерт un-plugged (т.е. без электроники) молодой певицы, студентки консерватории, которая сама пишет, сама играет, сама поет. Это была моя старая знакомая Эва, но с ней не было рокеров, а соответственно, не было децибелов и ненужных показных эмоций. И все сразу стало на свои места. Это были очень красивые, довольно чувственные песни на армянском и английском языках собственного сочинения под собственный же аккомпанемент на гитаре и клавишных. И хотя это было внешне тихо, где-то в самой глубине, в самой сути песен, в их гармоническом построении и внутренней энергетике чувствовалась их роковая сущность. Голос, мягкий, красивый, очень эмоциональный, приковывал к себе внимание слушателей. Кстати, несмотря на то что это был клуб, где пили пиво и вообще вели себя соответственно, как только начинала звучать очередная песня, все разговоры затихали и лишь официантка на цыпочках передвигалась от столика к столику. Без всяких внешних эффектов молодая певица держала в напряжении собравшуюся публику на протяжении часов двух. Только музыка и голос. Я давно не бывал на таких рок-концертах, где можно разобрать не только мелодию, но и слова, которые в настоящем роке играют огромную роль.

После концерта  мы познакомились. Оказалось, что Эва поет с детства, причем почти профессионально. Мама юной рокерши — заслуженная артистка Армении, пианистка Марина Абрамян, ученица Якова Флиэра, часто брала дочку с собой на гастроли, и там девочка выступала с исполнением классических вокальных номеров. А вот любовь к року Эве привил дядя — художник Тигран Абрамян, который в молодости сам увлекался роком (следует добавить, что тетя Эвы — артистка Анна Элбакян, а бабушка — член Союза писателей Армении, психолог, профессор ЕГУ Эльда Ашотовна Грин). Так что творческая атмосфера, царившая дома, не могла не оставить серьезного следа в развитии девочки. Музыкальная школа, консерватория и … рок.

Эва — автор большого количества песен. Поначалу работала с приглашенными музыкантами, но у нее была и своя группа, для которой она писала песни, делала аранжировки, занималась с музыкантами, сделала с ними несколько записей, даже выпустила клип на одну из своих песен. Но музыканты приходили, занимались, играли немного и уходили, и ей приходилось начинать все сначала. И наконец наступил момент, когда ей надоели эти тщетные попытки наладить постоянное сотрудничество с музыкантами, когда она отчаялась найти настоящих единомышленников и взяла паузу.

К счастью, пауза длилась недолго. Кто-то надоумил ее попытаться выступить соло в модном формате un-plugged, и получилось здорово! Под аккомпанемент одной гитары стало ясно, что хочет сказать автор, а клавишный инструмент совсем не мешал слушателю внимать выражаемым чувствам. Песни серьезные, сложные, и если определять их жанровую принадлежность, то наиболее подходящим определением будет "рок-баллада". Конструкция песен Эвы такова, что они эффектно могут слушаться в исполнении и тяжелого рок-состава (только хорошего!), и смешанного коллектива, состоящего из, скажем, акустической гитары, струнной группы, флейты… По саунду это нечто подобное Кати Мелуа и Норы Джонс, а по духу — Джонни Митчел. Вот, наверное, в этом направлении и следует двигаться молодой певице. Потенциал есть, собственное творческое лицо — тоже. Надо двигаться вперед. Вот только куда?

Дело в том, что у наших музыкантов, не принадлежащих к когорте попсовиков, очень мало жизненного пространства. И если "классики" получают какую-то поддержку, а джазмены пристроились в клубах и на корпоративных вечеринках, то рокеры остались неприкаянными. Круг любителей рока у нас довольно узок. Рынка для реализации записей этого стиля нет — пара десятков проданных альбомов даже приблизительно не может окупить расходов на запись, не говоря о каких-либо доходах. Официальные концерты редки, да и слушателей собирается от силы 200-300 человек. Остаются фестивали и один-два клуба, куда пускают рокеров. Словом, даже на жизнь себе не заработаешь… Будь хоть семи пядей во лбу в области рок-музыки, светлого будущего тебе не видать.

Единственная перспектива — выход на международную арену, а для этого нужно иметь собственное яркое лицо. Ведь сто сорок пятая, причем не всегда удачная копия Джимми Хендрикса, или двухсотая "Дип Перпл" никому не нужна. Чтобы выделиться на огромном музыкальном пространстве, хотя бы региональном, нужно предложить что-то оригинальное, доселе не слышанное. Более того, не надо думать, что там жизнь у рокеров медовая. Предел мечтаний многих — выступление в клубе. Своим места под "роковым" солнцем нет, а приезжим — тем более. Зато, если сможешь, тут уж считай, что вытащил счастливый билет, пусть и обильно политый собственным потом…

Но вернемся от реалий суровой жизни к Эве. У нее, безусловно, есть талант. Есть все составляющие успеха — голос, композиторский талант, большое желание, внешность, наконец (что тоже немаловажно для артистической карьеры). Нужно хорошо подумать, создать какой-то новый продукт и предложить его солидному покупателю. Сделка выгорит. Надеюсь. Товар хороший — оригинальный, качественный, штучный.