Идея проведения первого армянского фестиваля гитарной музыки была отличной, сил было затрачено много, но боюсь, КПД акции будет не таким большим, как хотелось бы. Как я понимаю, предполагалось провести большой смотр имеющихся в наличии гитаристов, себя показать и на именитых гостей посмотреть. По форме все так и получилось, а по сути — не уверен.
Начнем с того, что большой по ереванским меркам зал театра имени Сундукяна был заполнен лишь наполовину. Зато на сцене и под сценой было такое количество звуковой аппаратуры, что можно было бы озвучивать фестиваль масштаба легендарного Вудстока (кстати, недавно отметившего 40-летний юбилей). И вся эта аппаратура работала на полную мощь, создавая такую стену звука, что среднестатистический слушатель просто обалдевал от зашкаливающих децибелов… Но прежде чем действо началось, было еще часовое опоздание. Объявленный в 18.00 концерт начался без пары минут 19.00. Это — отдельная тема, но обойти ее просто не могу — накипело! У нас не бывает практически ни одного мероприятия, чтобы не опоздали с началом минимум на 30-40 минут. Причем каждый раз для этого находятся "веские" причины — аппаратуру не завезли, декорации не укрепили, предохранитель сгорел, винтик отвинтился… Конечно, винтики имеют такое свойство, но я, зритель, в этом не виноват. Почему я должен страдать из-за того, что у кого-то винтик отвинтился?! Вот бы собрались однажды все зрители и в случае опоздания ушли, потребовав свои деньги за билеты обратно. Уверен, тогда бы все винтики оказались затянутыми…
Итак, с часовым опозданием фестиваль-таки начался. Косяком на сцену стали выходить гитаристы из разных местных рок-групп. Складывалось впечатление, что гитаристы играли сами для себя, мало заботясь о тех, для кого они играют. Громко, с "грязным" звуком, практически в одинаковой манере, по принципу "чем громче и быстрее — тем лучше". Забегая вперед, отмечу один очень показательный момент. Когда на сцену в качестве специального гостя пригласили нашего прославленного гитариста Бориса Андреасяна, он сказал пару слов, высказав желание поиграть. Так вот первое, что он сделал, это попросил оператора сделать звук гитары потише и сыграл нечто нежное и тихое… Эффекта было гораздо больше, чем от всей этой гремящей братии.
Никто из представленного доброго десятка солистов, к сожалению, ничего интересного и нового не показал. Правда, пару-тройку тех, кто сумел все-таки выделиться из общей массы, я бы все же отметил. Это, как ни странно, самый молодой участник фестиваля Сурен Арустамян — студент консерватории и основатель группы ARSA, которую часто можно слышать в ереванских клубах. Играл он осмысленно и достаточно искренне пел блюз. Следует отметить также Артура Согояна, весьма продвинутого музыканта с хорошей школой, игравшего свои произведения "под классику", и Артура Маркаряна, отыгравшего две свои композиции очень чисто и приятно. Остальные участники — без комментариев!
Были на фестивале два приглашенных хэдлайнера — бывший ереванец (кстати, ученик Бориса Андреасяна), ныне россиянин Мей Лиан (Юрий Маилян) и канадский виртуоз Дейв Мартоун. Гостей как-то не принято обсуждать, но не смолчу. Первый меня ничем не удивил. Нет, конечно, техника потрясающая, но вот манера, стиль — классический гитарный рок, который играли много лет назад многие другие гитаристы. Учитывая, что, как правило, хэдлайнеры приезжают, чтобы чем-то поразить публику и чему-то научить коллег, мне персона Мея Лиана показалась не столь выигрышной.
Вот второй гость — да, поразил. Техникой, а главное — своими задумками и их оригинальным воплощением. Он сыграл пять вещей, и это было не просто музицирование, а целое шоу. Он живо общался с публикой, танцевал, откалывал какие-то коленца — словом, было весело. А вот слушать тяжело: многочастные, сложные композиции с весьма неопределенной стилистической принадлежностью. Зато это было ново, оригинально и любопытно. Словом, то, что принято называть "продвинутая" музыка.
Завершил фестиваль мощный джэм-сейшн с участием почти всех музыкантов, в ходе которого каждый оттягивался как мог и старался напоследок выдать все, что умеет.
То, что общая масса музыкантов не заинтересовала немногочисленных слушателей, подтверждали жидкие аплодисменты. И вообще публика была какая-то не роковая: взрослые люди, женщины с детьми, даже пару бабушек и дедушек заметил. То есть основная масса пришла не музыку слушать, а посмотреть на своих родных.
Чтобы уяснить кое-какие детали увиденного и услышанного, я встретился с одним из организаторов фестиваля — гитаристом Ваагном АМИРХАНЯНОМ. Он, кстати, тоже играл в тот вечер и показал две свои композиции.
— Фестиваль задумывался как некий праздник музыки для музыкантов и слушателей. Никакого особого отбора участников мы не проводили — ведь гитаристов, имеющих определенный уровень, не так много. Поэтому пригласили всех, чтобы никого не обижать. Но уже во время фестиваля стало ясно, что этого делать не стоило. Не все участники до конца поняли, что главное — показать музыку, а не себя, и в некоторых случаях со звуком, с подбором вещей явно переборщили.
Мы это все сами затеяли, сами организовали и провели. Было очень трудно, не хватало людей, средств. Хочу, пользуясь случаем, выразить благодарность продюсерскому центру "Овация" и ее директору Араму Багдасаряну, который поставил звук и свет, телекомпании "Шант" за рекламу и освещение события в эфире. Да и всем, кто хоть чуть-чуть нам помог. Обязательно будем продолжать работать в этом направлении, но лучше подготовимся и технически, и творчески — проработаем программу, подберем участников. Мы уже обратились в Министерство культуры -обещали помочь. Уверен, следующий фестиваль будет организованнее и качественнее по всем параметрам.
Ваагн оказался человеком понимающим и почти со всеми моими замечаниями согласился. И это обнадеживает, тем более что он и его партнерша Лили Карапетян делают дело похвальное и полезное. Во-первых, любой фестиваль дает возможность участникам собраться с мыслями (а что я, собственно, делаю и для чего?), показать себя, сравнить с другими, получить оценку со стороны. Во-вторых, это культурное мероприятие, а лишний музыкальный праздник еще никогда никому не мешал. Чем больше крупных, регулярных фестивалей, конкурсов, спортивных форумов, тем выше в мире рейтинг у страны, их проводящей. Гости знакомятся с нашей страной, возвращаются к себе, рассказывают об увиденном, привлекая к нам внимание. Так, канадец Мартоун признался организаторам в своем невежестве: он был уверен, что Армения — большая деревня, и был сильно удивлен, увидев такое большое количество хороших музыкантов, а уж прием его просто поразил. Такую ситуацию я наблюдал и в джазовой среде, и в классической. Чик Кориа, Эл Джэрроу, Гидон Кремер и многие другие говорили о том же. А доброе слово и мнение таких людей в мировой прессе дорогого стоит. Так что правильной дорогой идете, товарищи гитаристы! Ну а ошибки, недочеты, недоделки — у кого их не бывает. Только у тех, кто ничего не делает.