Года три назад мы сетовали на то, что награда "Лоны Фут-Боба Парент" за достижения в области джазовой фотографии, вручаемая Международной ассоциацией джазовых журналистов (АДЖ), по непонятным причинам не была присуждена претенденту номер 1 в этой ежегодной номинации — американскому фотографу, иллюстратору, продюсеру и координатору сессий звукозаписи Алану Нахигяну. Тогда эта история вызвала много шума… И вот ассоциацией объявлены финалисты очередной — за 2009-2010 годы — церемонии награждения. И в списке номинантов опять Нахигян. Но на сей раз из "наших" в списке присутствует не только он.
Международная ассоциация джазовых журналистов — большая группа (более 450 полноправных членов) журналистов, критиков, обозревателей, писателей, фотографов, издателей, радио- и телеведущих джазовых программ, представляющих разные страны мира, в том числе и экс-СССР Россию, Украину и Армению, которую представляет ваш покорный слуга (правда, без права голосования). Все эти люди объединены одной целью — популяризация джаза в мире, распространение лучших образцов джазового искусства, защита прав джазовых музыкантов, создание профессионального поля для развития этого жанра во всем мире.
Первое заседание АДЖ состоялось еще в 1986 году в Чикаго. С тех пор ассоциация провела массу конференций, фестивалей, концертов, имеет свое печатное издание и интернет-сайт (www.jazzhouse.org). Ну а с 1997 года ассоциация вручает награды лучшим представителям джазового мира в более чем 40 номинациях. Причем номинации эти не только чисто музыкальные — вручаются они и журналистам, и фотографам, и авторам радио- и телепередач о джазе.
В этом году 14-я ежегодная церемония награждения в 42 номинациях пройдет 14 июня в нью-йоркском клубе City Winery. Это место выбрано по той причине, что популярность церемонии и престижность наград все время растут и прежние места проведения мероприятия — B.B.King’s Blues Club, Birdland, the Knitting Factory — стали уже малы для такого количества гостей. Победителей нынешней церемонии определяли такие маститые специалисты джаза, как Билл Милковски, Боб Блументаль, Гари Гиддингс, Ларри Блуменфельд, Нил Тессер, Говард Мендел и многие другие. Вести церемонию будет Терренс Макнайт, один из самых популярных ведущих джазовых программ на нью-йоркской радиостанции WQXR-FM105,9, а вручать награды будут джазовые музыканты первой величины.
Чтобы стало понятно, почему я так подробно рассказываю об этом событии, скажу лишь, что данная награда самая престижная в мире джаза. Смею предположить, что даже почетнее, чем золотой граммофончик ГРЭММИ. ГРЭММИ ведь вручают представители шоу-бизнеса по степени популярности артиста и по результатам продаж аудиозаписей. А награда АДЖ вручается специалистами джаза, причем зачастую их мнение не совпадает с мнением тех, кто вручает ГРЭММИ лишь по чисто коммерческим показателям. А кроме того, у нас есть еще одна причина интересоваться этим мероприятием, по крайней мере в этом году. Дело в том, что на сей раз на соискание награды в число финалистов попали два представителя жанра с армянскими корнями.
С обоими "ГА" знакомил своих читателей несколько лет назад. Речь о фотографе АЛАНЕ НАХИГЯНЕ и прославленном барабанщике ПОЛЕ МОТЯНЕ. Причем Мотян представлен сразу в двух категориях — "Лучший барабанщик года" и "За заслуги перед джазом в течение всей жизни". И если в первой категории он уже признавался лучшим несколько лет назад, то вторая награда вручается лишь единожды.
Соперником Мотяна в профессиональной категории будут такие асы джазового барабана, как Джэк ДеДжонетт, Рой Хейнс, Джефф "Тайн" Уоттс и Брайан Блейд. А вот в компанию выдающихся музыкантов он попал с Уйэном Шортером, Рэнди Вестоном, Джимми Хитом и Джеймсом Муди. Солидная компании, не так ли? Ну а наш — фотограф Алан Нахигян — будет соперничать в мастерстве за награду "Лучший джазовый фотограф" с Мишелем Сейделем и Эрбом Снитцером — фотомастерами, работающими в таких популярных журналах, как Jazz Times, Down Beat, Life, Time.
Алан Нахигян — автор многочисленных фотографий для тех же профессиональных джазовых журналов плюс еще и для The Wall Street Journal, New York Times, а кроме того он создает обложки для буклетов лазерных дисков. Ну и, наконец, будучи художником и дизайнером, Алан оформляет книги о музыке, страницы журналов, программки концертов, афиши и те же лазерные аудио- и видеодиски. Его работы можно видеть на более чем 200 дисках. У него прошло несколько персональных фотовыставок, а 12 его художественных работ выставлены в постоянных экспозициях музеев и галерей. За свою долгую профессиональную карьеру он работал с Джорджем Бенсоном, Декстером Гордоном, Джеймсом "Блад" Улмером, Сан Ра и многими другими. А еще он очень гордится тем, что уже на протяжении нескольких лет является постоянным оформителем афиш, буклетов, каталогов знаменитого JVC Jazz Festival. Нахигян уже второй раз выставляется на соискание этой премии. В первый раз его прокатили, думаю, на сей раз обойтись с ним так же не осмелятся.
Что касается корней, то его обе бабушки и оба дедушки добрались в Америку из Харберда сразу после 1915 года. Единственное, о чем он жалеет, — это то, что почти забыл армянский, которому его учили родители отца.
Что касается Пола Мотяна, то уверен, что имя этого музыканта известно не только поклонникам джаза. Стефен Пол Моушн (так в английской транскрипции звучит его фамилия) переиграл за свою долгую музыкантскую жизнь чуть ли не со всеми гигантами джаза — Ли Конитц, Сонни Роллинс, Телониус Монк, Арт Фармер, Билл Эванс, Кит Джаррет, Джо Ловано, Хэнк Джонс, Чарлз Ллойд… На его счету более тридцати альбомов, записанных под собственным именем, а в последние лет тридцать Мотян выступает с собственным коллективом. Группа его играет нетрадиционный мэйнстрим и другие стили продвинутой музыки. Свой последний альбом Lost In A Dream он выпустил буквально месяц назад на престижном лейбле ECM.
Пол Мотян — один из активно действующих корифеев и легенд джаза. Он давно заслужил награду за свою многолетнюю деятельность в деле развития джаза. Ну а его чисто музыкальные способности как барабанщика давно и везде признаны. Его влияние ощутили на себе многие сегодняшние звезды джаза, так что награда лишь фиксация заслуг. Кстати, в отличие от Алана, Мотян прекрасно говорит по-армянски. Правда, как он сам признался в интервью журналу Down Beat, говорит он на каком-то редком наречии, которое понимали только жители села, уроженцами которого были его родители.
Очень хотелось бы надеяться, что 15 июня мы сможем поздравить всех любителей джаза с заслуженными наградами наших представителей в мире джаза. И, пользуясь электронными средствами информации, обязательно передадим поздравления от ереванского джазового сообщества обладателям почетных наград. Наберемся терпения.