С внучатым племянником Арама Ильича Хачатуряна Эмилем Каратом мы беседовали на страницах нашей газеты пару лет назад. И вот новая встреча с певцом, композитором, продюсером, постановщиком массовых культурных мероприятий — концерты на площадях в День Москвы, концерт под открытым небом Людмилы Гурченко, постановки мюзиклов… Именно мюзиклу и был посвящен наш настоящий разговор.
— Как обстоит дело с шоу-бизнесом в России? Я помню, что в прошлом году концерты, вечеринки, всякие там презентации и тусовки отменялись одна за другой по причине финансового кризиса. Что происходит на сценах Москвы сегодня?
— Вроде уже все нормально. Опять пошли заказы на организацию всяких увеселительных мероприятий, концертов. Так что все опять вернулось на круги своя. А кроме того, Москва большая и, несмотря на острую конкуренцию, места хватает если не всем, то очень многим.
— А что это за разговоры о каком-то загадочном мюзикле, к которому ты имеешь непосредственное отношение?
— Да нет, мюзикл нормальный, просто его сюжет, музыка и личность, вдохновившая на создание этого мюзикла, пока секрет творческой группы.
— Может, хоть намекнешь по старой дружбе?
— Ну совсем немного могу. Мюзикл построен на популярных и любимых песнях очень известной певицы. Такой тематический спектакль. Такие мюзиклы сейчас очень распространены в мире: "Лак для волос" — это музыка 60-х, "Магазинчик ужасов" основан на рок-н-ролле, "Высоты" — для любителей латиноамериканской музыки. В то же время хочу предупредить — это не будет костюмированный концерт. Это абсолютно полноценный мюзикл с внятным сюжетом, главными и второстепенными героями, оригинальными декорациями и новейшими достижениями светотехники. Причем мюзикл будет высокобюджетным, а именно это требование выходит сегодня на первый план. Люди уже не хотят смотреть самодеятельность. Глаза привыкли к идеальной картинке ДВД, а уши — к высококачественному звуку цифровых аудионосителей. И вряд ли кто сейчас согласится смотреть на декорации, нарисованные на куске тряпки, свисающей с потолка, которая должна изображать, скажем, царские палаты… И хрипящие динамики с некачественной фонограммой тоже уже вчерашний день. Люди хотят настоящего зрелища. Никакой фонограммы, живые музыканты и певцы, профессиональные танцоры, хореограф, разбирающийся в тонкостях современной хореографии, правильно рассчитанная рекламная кампания и, естественно, хорошая музыка — вот слагаемые успеха современного мюзикла.
Я, конечно, знаю, что в Ереване были попытки ставить мюзиклы. Мы же задумали настоящее действо. Поэтому я рискну сказать, что наш спектакль будет первым настоящим армянским мюзиклом. Сценарий написал и за музыкальную часть отвечает опытнейший музыкант, руководитель группы "Рецитал" Александр Левшин. Хореограф, художники по костюмам и декорациям, звукорежиссеры, художники по свету приглашены нами из Москвы. Это опытные высокопрофессиональные мастера своего дела, работавшие в лучших театрах столицы России. А вот исполнители — певцы и танцоры — будут местные талантливые ребята. Очень скоро мы начнем приглашать на кастинг всех желающих. Хочу подчеркнуть: приглашаем всех — и молодых, делающих первые шаги на сцене артистов, и уже считающих себя звездами армянской эстрады певцов. Главный критерий — умение сочетать в себе дар вокалиста, танцора и драматического артиста. Если кто-то обладает этими тремя качествами и может демонстрировать их параллельно — милости просим. И еще хочу предупредить, что в репетиционный период и, конечно, во время спектаклей в труппе будет царить железная дисциплина. Ведь только при условии большого вложения (материального и творческого) и слаженной работы всех звеньев можно ожидать успеха.
— Несколько лет назад у нас закрылся театр "Мюзикл". Не скажу, что он пользовался огромной популярностью или был очень успешным. И все же это было неплохо. Но кто-то решил, что Армении не нужен мюзикл как жанр… Примерно такие же разговоры я слышал и в России, когда провалилась парочка спектаклей, спродюсированных Филиппом Киркоровым. Говорили, что жанр мюзикла чужд национальной культуре. Как ты думаешь, у мюзиклов в разных странах существует своя национальная специфика или этот жанр интернационален?
— Мюзикл как жанр родился на Бродвее и берет свое начало от водевиля. Но с какого-то момента, а если точнее, то благодаря композиторам Роджерсу и Хаммерстайну, а также английским мюзиклам этот жанр стал приобретать некоторые черты, присущие опере. На сегодняшний день, если актер поет в драматическом произведении, можно считать, что это уже мюзикл. В таком контексте он существует в любой культуре. Сам по себе этот жанр универсален. Его особенность в том, что самые серьезные истории рассказываются музыкальными средствами в самых разных формах и стилях. Я не знаю такой страны, где бы не понимали и не любили мюзикл — заграничный или свой. Это относится и к мюзиклам, которые шли в Москве.
— Вернемся к нашему, вернее, пока вашему мюзиклу. Ну объявили вы кастинг, набрали исполнителей, отрепетировали — что потом?
— Премьера спектакля назначена на вторую половину будущего года. Я как постановщик постараюсь, чтобы наша работа не вышла из графика. Потом премьера в Ереване. Сейчас мы думаем о концертном зале СКК как о премьерной площадке. По нашему замыслу, работать должен будет весь объем зала, т.е. в дополнение к основной сцене будут созданы несколько второстепенных и артисты по ходу спектакля будут свободно передвигаться по всему залу, который, по замыслу режиссера, будет превращаться то в квартиру, то в концертный зал, то еще во что-то… Надеюсь, армянскому зрителю понравится. После серии постановок в Ереване труппа поедет показывать свою работу в Москву. Сейчас уже идут переговоры и с другими российскими городами, надеемся прокатить спектакль по всей России. А потом он вернется обратно в Ереван, где и получит постоянную прописку. Конечно, мы не надеемся, что он будет идти, как "Кошки" или "Отверженные", каждый вечер на протяжении 15-20 лет…. Но если он будет собирать зал, скажем, раз в неделю или три раза в месяц, мы будем довольны. Ведь и в Москве мировые мюзиклы идут не каждый день, как это происходит на Бродвее.
— Такое крупное мероприятие требует и крупных вложений…
— По предварительной оценке, постановка мюзикла будет стоить от 2 до 3 миллионов долларов. Нормальная цена для среднего мюзикла. Бывает и гораздо больше. Деньги на постановку мы искали долго в Москве и Ереване. В результате нашли их в Польше — основным инвестором явилась наша соотечественница Люси Решка и супруг продюсера мюзикла Зары Мхеян Александр Толстелев. Он же стал и директором спектакля. Хочется надеяться, что и среди местных граждан найдутся люди, имеющие возможность и желание поддержать такое большое начинание сегодняшней армянской культуры.
— Ты опять говоришь об армянской культуре, а насколько я понял, в самом мюзикле нет ничего армянского. Музыка — российских авторов, постановочная творческая команда московская. Что же, собственно, тут армянского?
— Во-первых, национальная принадлежность большей части постановочной группы, во-вторых, исполнителей ролей, ну и аранжировки многих песен будут сделаны с учетом местной специфики, а в группу инструменталистов, сопровождающую мюзикл, будут непременно приглашены и армянские музыканты. Все это поможет придать необходимый колорит музыкальной составляющей спектакля. Так что не волнуйся — все будет!
— А теперь конкретно: а нужно ли нам все это?
— Во-первых, когда посмотришь, тогда и сможешь сам ответить на этот вопрос. А во-вторых, сегодня гости Еревана по вечерам вынуждены в основном посещать наши казино, рестораны и стриптиз-бары. А если этот мюзикл станет успешным, за ним могут появиться и другие, а это уже индустрия, причем достаточно привлекательная и прибыльная. Чего так не хватает нашей стране сегодня. Не хочу уверять, что Армения сможет прожить на одном туризме и одних мюзиклах, но что это может принести определенные дивиденды — это точно. Так что давай немного подождем и посмотрим, что из всего этого получится. И тогда еще раз поговорим…