Снимать фильмы о знаменитых людях, внесших значительный вклад в дело развития науки, спорта, культуры или других сфер нашей жизни, достаточно легко и трудно одновременно. Легко потому, что многое давно сказано, многое известно и понятно. Трудно — почти по тем же причинам: что можно новое сказать о том или ином выдающемся деятеле? И поэтому спрос с режиссеров подобных фильмов бывает серьезный. Не всегда удается сделать фильм, адекватный по глубине представляемой персоне. И тогда эффект получается обратный. Сама персона, конечно же, абсолютно ни при чем.
ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ ТЕЛЕЭКРАН БЫЛ ЗАПОЛНЕН ДВУМЯ УВАЖАЕМЫМИ МУЗЫКАНТАМИ — маэстро Константином Орбеляном и маэстро Константином Орбеляном-младшим. У них брали интервью, о них рассказывали, их приглашали на разные передачи. Так и должно было быть — люди более чем достойные. Потом состоялся грандиозный концерт, ну а завершила эту торжественную тематическую неделю премьера фильма о Константине Орбеляне, или, точнее, о замечательном роде Орбелянов, которая прошла на телеэкране, а затем и на большом экране столичного к/т "Москва".
Как и полагается, перед показом выступили создатели фильма и рассказали о проделанной за два с половиной года огромной работе. Упомянули о том, что фильм снят по заказу Орбеляна-младшего и что это "композиторский" фильм. Из сказанного зритель мог ожидать двух вариантов развития сюжета: биографический фильм, где упор сделан на историю рода, с многочисленными фактами, материалами, доселе не известными широкой публике; музыкальный фильм о многожанровой музыкальной деятельности маэстро. А в результате показали фильм, который у меня вызвал недоумение по многим позициям.
Начнем с того, что фильм буквально составлен из фрагментов ранее демонстрировавшихся кадров ереванского юбилейного концерта Орбеляна, который вот уже 2 года продается на ДВД во всех магазинах, того же юбилейного концерта, состоявшегося в Москве в Кремлевском дворце съездов, кадров старой, заезженной еще в советские времена кинохроники и записей концертов джаз-оркестра Армении, которые вошли в телефильм киностудии "Ереван". А еще в новый фильм включены кадры, больше подпадающие под определение "видовой фильм" — ландшафты Армении, исторические памятники… Насколько я догадываюсь, кадры, снятые собственно съемочной группой, относились лишь к поездке Орбеляна в Горис — его короткие приветственные речи на встречах с почитателями таланта и многократная, и долгая демонстрация двух-трех архивных семейных фотографий. Несмотря на то что режиссер фильма Гагик Степанян представил оператора Ваге Тертеряна полноправным создателем фильма, я бы оценил его работу лишь на "тройку" — неудачные ракурсы, прыгающие кадры и очень плохое качество изображения, словно снимали допотопной камерой на просроченной пленке. Такое бывает, когда смотришь домашнее любительское видео. Даже кадры, наверняка полученные из Америки и связанные с братом Константина Орбеляна Гарри, лучше по качеству.
ОСОБОЕ НЕДОВОЛЬСТВО — ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ. Титулованный артист театра им.Станиславского Фредерик Давтян, начав текст с трагических минут жизни семьи Орбелян в соответствующей тональности, так и не выходит из этого трагического образа до самого конца. И хотя текста немного, но создает он именно такое настроение.
Очень много кадров, включенных из самых разных пленок, разного качества, снятых в разное время, по разным поводам, в разных странах, создавали ощущение не красивых и причудливых картин калейдоскопа, а старого лоскутного одеяла. Это уже камушек в огород монтажера Левона Ахвердяна.
Абсолютно естественно, что раз фильм делался по заказу семьи Орбелян, то он должен содержать как можно больше личного и в первую очередь должен был понравиться представителям этой славной семьи. И тут, я думаю, цель достигута. Но на то и мастерство режиссера, чтобы из малого количества возможностей и деталей суметь создать цельную картину истории. В фильме даже отсутствовали такие, казалось бы, элементарные и само собой напрашивающиеся вещи, как высказывания об Орбеляне его друзей и коллег. Почему бы, например, не попросить его бывших музыкантов, людей на улице, молодых музыкантов рассказать о нем? Ведь это было нетрудно сделать, а сколько красок бы придало фильму. Характеристика Константина Агапароновича, данная Родионом Щедриным, снята не специально для этого фильма, она есть на уже упоминавшемся ДВД юбилейного концерта 2008г. Слова Аллы Пугачевой тоже явно не съемка этой творческой группы. Я уже не говорю о том, что рассказ о жизненном и творческом пути маэстро свелся лишь к трагедии семьи в 30-х годах. Все остальное — лишь одной фразой. И если даже подобные высказывания, необходимые кадры, исторические факты и наличествуют в фильме, то, значит, они присутствуют там лишь номинально — настолько мало и тускло представлены, что попросту не замечаются и не запоминаются. По крайней мере после просмотра фильма ощущение того, что масса необходимых кадров и мыслей в фильме отсутствует, появляется сразу же.
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА ПОЧЕМУ-ТО ПОШЛИ ПО ПУТИ ЛИШЬ НАРЕЗКИ И СКЛЕИВАНИЯ уже имевшихся пленок, и он не дал никакой новой информации поклонникам таланта Константина Агапароновича. Ведь если даже прочитать биографию маэстро, написанную Мариной Берко, узнаешь гораздо больше. Этот фильм трудно хранить в своей коллекции и как информационный источник, и в качестве приятного глазам или ушам зрелища. Если фильм снимался для домашнего просмотра членов одной семьи, то не стоило выводить его на большой экран.
Хотя справедливости ради надо заметить, что сейчас на нашем телевидении можно регулярно смотреть во всех подробностях и любительские съемки чьих-то свадеб, и неумелые репортажи с каких-то частных закрытых вечеринок… Вот и этот фильм я бы причислил к подобному ряду. А очень жаль: фильм о Константине Агапароновиче Орбеляне, Константине Гарриевиче Орбеляне и Гарри Агапароновиче Орбеляне достоин значительно более вдумчивой и интересной, художественной и глубокой работы!
