Мысль о том, что в мире искусства случай играет весьма значительную роль, уже давно никто не оспаривает. Благодаря удачному стечению обстоятельств посредственный художник или музыкант может подняться на высшую точку артистического Олимпа, и сбросить оттуда его уже трудно. И напротив, талантливый человек в силу, к примеру, природной скромности, нежелания и неумения работать локтями и прокладывать себе дорогу по головам других так и остается в стороне от основных жизненных путей. И если даже чего-то и достигнет при жизни, то после смерти его работы оттесняются со сцены его же более напористыми и шустрыми коллегами. И тех и других примеров в истории мировой культуры более чем достаточно. К сожалению, есть они и в нашей действительности. К делу возвращения нашей культуре таких забытых или полузабытых имен и хотелось бы привлечь внимание общественности. Тем более что появился яркий пример такой подвижнической деятельности.
Музыканты и поклонники музыки со стажем, конечно же, знают и помнят заслуженного деятеля искусств Армении, ученика С.Бархударяна и Г.Литинского, преподавателя Ереванской консерватории, заведующего кафедрой, профессора, композитора Эдуарда Аслановича Абрамяна. Он родился 22 мая 1923 в Тбилиси. В 1950 году закончил Тбилисскую консерваторию у профессоров А.Тулашвили по классу фортепиано, а по классу композиции — С.Бархударяна. По окончании консерватории он едет в Москву совершенствовать свое мастерство. Там в студии при Доме культуры Армянской ССР он берет уроки композиции у Г.Литинского и Ю.Фортунатова. Потом — преподавательская деятельность в Ереванской консерватории и работа над собственными произведениями. Их у него много — 24 фортепианные прелюдии, свыше 60 романсов и песен, музыкальных комедий, поэм, концертов и других произведений для различных инструментов, обработки для хора, музыка для театра.
В частности, именно Э.Абрамян является автором музыки некогда очень популярного у нас музыкального спектакля "Такси, такси". Его произведения отличались большой эмоциональностью, мелодичностью, их всегда легко было запомнить и напеть даже не специалисту, а главное, в них легко угадывалась его армянская сущность, любовь и уважительное отношение к родной культуре. Его любили студенты, уважали коллеги и все, кто близко знал его. Но после того как композитора не стало, его почти забыли, произведения исполняются все реже, не стало нот, да и надобность вроде бы в них отпала. Наступило творческое забвение.
Молодой пианист Микаел Айрапетян хорошо знаком ереванским поклонникам фортепианной музыки. Он дважды принимал участие в конкурсах имени Хачатуряна, и хотя добраться до главного приза так и не смог, он оставил очень хорошее впечатление на жюри и слушателей. Параллельно с чисто музыкальной деятельностью в настоящее время молодой человек занялся и общественной, посвятив свою жизнь благородному занятию — возвращению забытых имен. И первым в этом списке оказался композитор Эдуард Абрамян.
Микаел — уроженец Еревана. В темные и холодные годы вместе с семьей, еще ребенком, оказался в Москве. Родители, будучи преданными музыке, в первую очередь вывезли с собой домашнюю нотную коллекцию. Среди этой массы нот был и сборник произведений Эдуарда Абрамяна.
Начатое в ереванской школе им.Саят-Новы музыкальное образование Микаел продолжил в Московской консерватории. Ныне он аспирант. Так вот как-то раз по настоянию родителей он разбирает произведения Абрамяна, приходит от них в восторг и знакомит с ними своих московских преподавателей. Выяснилось, что в Москве мало кто был знаком с музыкой Абрамяна, и творчество армянского композитора становится для профессуры Московской консерватории откровением. И когда приходит пора выбирать тему для диссертации, Микаел обращается к творчеству Э.А.Абрамяна. Во время своей очередной поездки на родину музыкант представил на суд ереванской публики 24 прелюдии для фортепиано. Концерт, который он дал в Доме композиторов, вызвал массу положительных эмоций у собравшихся, показав им творческое лицо этого замечательного мастера.
Но самое интересное еще впереди. Как выяснилось, Микаел не собирается останавливаться на этом концерте-акции. Он готовит ее продолжение, и достаточно серьезное: приступает к записи фортепианных произведений Абрамяна. У него была мысль осуществить эту запись в Ереване, но в наших студиях не нашлось подходящего рояля, достойного для исполнения подобной музыки. По возращении в Москву он сразу же приступит к работе над диском. По его инициативе и при посредничестве добрых людей будут переизданы ноты фортепианных произведений композитора. Все это будет роздано музыкальным школам, консерваториям, музыкальным библиотекам двух стран. Кроме того, им задумана и весьма крупная серьезная акция — фестиваль армянской и русской музыки, где будут звучать произведения забытых авторов и произведения современных композиторов также двух стран. В качестве исполнителей он намеревается пригласить молодых артистов из Армении и России. Причем фестиваль должен стать регулярным и традиционным.
Думает он и о практической стороне дела. "Я уже составил проект, представил его в министерства культуры обеих стран, по возвращении в Москву буду обращаться в различные крупные компании с просьбой о поддержке. Надеюсь, что эта идея найдет хоть у кого-нибудь отклик".
Следующим в очереди по возвращению на "большую сцену" у Микаела Айрапетяна стоит композитор С.Бархударян. Уверен, что у молодого музыканта хватит сил, энергии и желания претворить в жизнь эту благородную миссию. Ведь сколько интересных имен предано забвению, сколькие так и не были оценены по достоинству при жизни. Такая деятельность, несомненно, пойдет на пользу всем участникам — и тем, кто будет ее реализовывать, и тем, кто будет вкушать плоды их активности.
Но вот вопрос: почему заниматься этим должны люди диаспоры? Сколько можно надеяться на соотечественников в России или Америке, на различные фонды и благотворительные общества? Неужели, чтобы организовать концерт достойного человека из нашего недалекого прошлого, обязательно нужно вмешательство московских армян, к примеру? Разве это не могут организовать наши местные кадры? Ну, скажем, разработать какую-нибудь программу по ознакомлению своих, да и чужих студентов (скажем, студентов технических вузов) с произведениями забытых армянских композиторов или просто не очень популярных в настоящее время. Силами студентов, в зале консерватории, без финансовых затрат. Нужно лишь желание. И отговорки типа "а кому это нужно?" не принимаются. Это нужно всем нам!
А пока будем ждать результатов деятельности одного московского студента. Познакомившись с ним совсем недавно, я ощутил уверенность в том, что скоро мы будем иметь этот фестиваль. И узнаем побольше о наших многочисленных талантливых людях, которые в силу различных жизненных обстоятельств не смогли попасть в обойму обласканных современным обществом деятелей культуры.
