То, что в мире шоу-бизнеса все продается и покупается, что награды, призы и титулы вручаются благодаря личным предпочтениям и симпатиям, хорошо известно. То, что журналисты, радио- и телеведущие, продюсеры и арт-директора программ за соответствующую мзду готовы представить бездаря талантом вселенской величины — тоже не секрет. Вопрос лишь в нашем отношении к этому — важно понять, в каком случае можно лишь усмехнуться, а когда действовать. Например, когда какую-нибудь очередную певичку, чью-то внучку или любовницу, начинают называть звездой, включать во все программы — это одно. А вот, когда те же журналисты впадают в амнезию и «забывают» заслуженных людей, не замечают таланта других — это уже свинство.
В первой половине августа по Первому каналу российского телевидения прошла музыкальная передача «Достояние республики», посвященная юбилею певца Муслима Магомаева. В программе, которую вел один из старейших дикторов и авторов программ еще Центрального ТВ Юрий Николаев, приняли участие популярные сегодня в России певцы — Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Валерия, Алексей Воробьев и другие. Было много гостей, все говорили, вспоминали, давали оценки певцу. Вроде все нормально, так и должно быть. Но вот ведущий объявляет: «А сейчас Константин Меладзе споет песню Муслима Магомаева «Свадьба». Меладзе поет, а потом начинает признаваться в любви к Магомаеву и «его» песням. Потом ведущие объявляют следующего певца, который будет также исполнять «песню Магомаева»… А звучат такие «супер-хиты», как «Чертово колесо», «Благодарю тебя», «Королева красоты» и другие. При этом все забывают упоминать имена тех, кому, собственно, эти песни принадлежат — Арно Бабаджаняна и Роберта Рождественского. И лишь Тамара Синявская однажды упомянула эти два имени…
Там же присутствовали композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов, песни которых также исполнял Муслим Магомаев. Их имена упоминать не «забывали»… А вот Бабаджанян был фактически проигнорирован. Под чью-то горячую руку заодно попал и Роберт Рождественский. Ну, не могли же они назвать поэта, а композитора обойти.
Как могло такое произойти? Авторы программ ОРТ и в самом деле забыли авторов песни? Вряд ли. Но ведь недавно по этому же каналу прошла передача, посвященная Роберту Рождественскому, и там присутствовали практически те же ли лица и звучали те же имена и песни. На этой передаче имя Арно Арутюновича звучало, так сказать, полноценно. Я далек от желания искать черную кошку в темной комнате, но то, что нам часто приходится сталкиваться с примерами продажности российских журналистов, — факт.
Пару лет назад, когда российское телевидение в своей развлекательной программе перепутало армянские и азербайджанские наряды и мелодии, из соседней республики посыпались официальные протесты, которые россияне удовлетворили, и в результате «пострадавшей стороне» были принесены официальные извинения. А еще печально знаменитый «поющий министр» Полад Бюль-Бюль оглы пытался обвинить в плагиате и выставить претензии композитору и пианисту Ара Геворкяну после того, как опять-таки российские исполнители станцевали под мелодию армянского композитора. А претензии к нашим поп-исполнителям? Всего и не упомнишь. К чему это я? А к тому, что там, за ближним бугром, не дремлют, отслеживают все теле- и радиопередачи, читают все газеты и при первом же удобном случае пытаются «забыть» нас и все, что с нами связано. Мы же чаще всего ограничиваемся «открытыми письмами», которые печатаются в наших местных газетах, хорошо еще, если в русскоязычных… КПД таких статей равен нулю.
И еще: в середине августа в Артеке прошел детский конкурс «Новая волна». В этом году конкурс уже в пятый раз проводился в Крыму, в нем приняли участие 16 исполнителей из 12 стран. Жюри конкурса возглавлял народный артист России и Украины, композитор и продюсер Игорь Крутой, а в числе членов жюри были Константин Меладзе, Лев Лещенко, Алсу и другие заслуженные исполнители. И среди них был лишь один, скажем так, музыкант сомнительного уровня, певец из заштатной группы «Дискотека Авария» Алексей Рыжов. Как он попал в это уважаемое общество — трудно понять.
Продюсер наших участниц Надежда Саркисян представила на конкурс двух очаровательных девочек — Сону Гюльхасян и Арину Малхасян. Причем в этом году впервые в истории детской «Новой волны» наша страна представила двух участников, и не в дуэте, а с сольными выступлениями. В ходе конкурса наши девочки продемонстрировали отличные результаты.
Когда пришло время голосовать, все члены жюри ставят Соне Гюльхасян высшие 11 баллов, и лишь господин Рыжов — 10. Второй тур — и та же картина. В результате наша девочка завоевывает лишь второе место, хотя по всем параметрам она была на голову выше победительницы, российской представительницы Лизы Пурис, которая моментами откровенно фальшивила и пела чисто по-детски (о чем написала даже местная пресса). Сона Гюльхасян по вокалу, артистизму, манере пения и, если хотите, по харизме превосходила россиянку и других участниц настолько, что у других членов жюри рука не поднялась поставить оценку ниже высшей. Они все-таки профессионалы и играть со своим имиджем и достоинством не могли, если даже им очень не хотелось, чтобы первый приз выиграла представительница не России. А вот типичный представитель шоу-бизнеса в плохом смысле этого слова, человек, которому в смысле чести и достоинства терять нечего, поставил в обоих турах ей чуть меньше, чем россиянке, тем самым обеспечив той победу. А я думаю, что задача у него была другая — не пропустить вперед армянку. И ему это, к сожалению, удалось. На пресс-конференции Надежда Саркисян в открытую заявила, что 2-е место Соны имеет политический подтекст.
И что же теперь? А ничего! Обида фанатов, слезы девочки и лишнее доказательство того, что в шоу-бизнесе не все делается по совести. «Ну-у-у-… это мы все давно знаем!» — скажет читатель. Правильно. Но вопрос здесь стоит по-другому — что же делать? Продолжать молчать? Глотать обиду? Чтобы не обижать россиян? Может, стоит все-таки возразить? Тем более что, наверняка, и в этом случае у господина Рыжова были советчики и покровители, готовые на все, лишь бы не пропустить вперед армянскую певицу. А ему что терять? Он уже давно сошел с первых страниц российской прессы, надо же на пенсию заработать. Вот и принимает одиозные решения. Отвечать-то не перед кем, кроме собственной совести… Кстати, на некоторых российских интернет-сайтах была помещена заключительная фотография председателя жюри и победителей. Везде написано: «Игорь Крутой в окружении лауреатов: россиянки Лизы Пурис (1-е место), Юры Прывыки из Украины (2-е место) и Сони Гюльхасян из Армении». Вот так, вообще никакого места.
Можно, конечно, в очередной раз поворчать и… отмахнуться. Мне кажется, что наши чиновники так и поступают в подобных случаях. И даже в гораздо более важных для страны вопросах. Но если политика — штука сложная, то здесь-то, в подобных случаях, может, мы потребуем ответа? И не я, не какой-то музыкант или продюсер, письма которых попросту проигнорируют, а официальные органы, которые призовут к ответственности, потребуют извинений и восстановления справедливости, а может, и наказания виновных.
