Логотип

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ. . . НИЗКИХ ЦЕН

Промышленность перестала участвовать в росте экономики
В начале мая Центробанк РА в очередной раз повысил ставку рефинансирования (на 0, 25 процентных пункта) , доведя ее до 6, 75%. Тем не менее если утверждение о том, что и в нашей славящейся сравнительно небольшой инфляцией республике последняя с каждым месяцем становится все свирепее, — преувеличение, то совсем незначительное. Так, в апреле с. г. 12-месячная инфляция составила 10, 7%, на целых 5, 2 пункта превысив запланированный допустимый верхний порог (5, 5%). Если же считать с начала этого года, то только в период январь-апрель инфляция достигла 6% (для сравнения: в России, которая в отличие от нас никогда особо не славилась низким уровнем инфляции, последняя с начала текущего года до 26 мая составила 7, 5%).
Рост цен в республике в основном обусловлен подорожанием товарных групп "Хлебопродукты", "Животное и растительное масло", цены на которые за последний год, согласно данным Центробанка РА, повысились соответственно на 41, 3% (способствование инфляции — 6, 1 процентных пункта) и на 38, 5% (1, 8 процентных пункта). Подорожание продовольствия оказало негативное воздействие как на непродовольственные товары, так и на услуги. Так, в апреле в разрезе 12 месяцев цены на продтовары увеличились на 13, 8%, на непродовольственные товары — на 4, 4%, а тарифы на услуги — на 8, 3%.
При этом на высокую степень неопределенности на внешних рынках накладываются и "особенности национального ценообразования". Это когда рост цен в республике живо реагирует на соответствующие мировые тенденции, а вот понизительный тренд, идущий с тех же внешних рынков, крайне неохотно подхватывается в республике. В связи с этим глава правительства Тигран Саркисян недавно пригрозил проверками в тех хозяйствующих субъектах, которые неадекватно реагируют на международные тенденции. Кажется, исчерпав весь набор монетарных инструментов сдерживания инфляции, правительство готово прибегнуть к административному давлению на, мягко выражаясь, шаловливых участников рынка.
С другой стороны, при низкой инфляции у нас "шатало-болтало" валютный курс. Теперь же не является ли устойчивый на протяжении всех последних месяцев курс доллара США к нацвалюте следствием относительно высокой инфляции? И вряд ли нынешняя ситуация (высокая инфляция/стабильный валютный курс) чем-то лучше низкой инфляции и резко слабеющего доллара. . . Об этом предупреждалось не раз.
Между тем успокаивающих вестей с мирового рынка по-прежнему немного. Нефть и цветные металлы продолжают свое шествие вверх. Несколько ослабли, правда, спекулятивные настроения в отношении золота, цена унции которого с достигнутой не так давно отметки в $1000 и более "отскочила" ниже $900. И, как недавно сообщил глава правительства в подтверждение своей мысли о неадекватности реакции местных цен на мировые тенденции, за последний месяц довольно существенно снизились цены на зерно и рис. Что касается первого, то впервые за несколько лет ожидания богатого урожая могут обусловить превышение предложения этого продукта над спросом, что, в частности, приведет к увеличению запасов зерна. Относительно других продовольственных товаров — в частности, сахарного песка и сливочного масла — можно сказать, что на этих рынках резкие движения пока прекратились, хотя достигнутые ранее уровни цен остаются довольно высокими.
Тем не менее готовиться, судя по всему, надо все же к худшему. В частности, недавно опубликован доклад эксперта ООН Жана Зиглера, в котором, согласно данным этой авторитетной организации, за предыдущие два месяца стоимость риса (а им, напомним от себя, в основном кормится не менее половины населения планеты) в среднем выросла на 52%, то есть больше чем наполовину, а зерно с начала текущего года подорожало на 84%. А это, в отличие от вышеуказанных оптимистических новостей, которые скорее носят характер краткосрочных, а в лучшем случае среднесрочных "технических колебаний", и есть долговременная, на десятки лет вперед тенденция, которая будет сопутствовать развитию человечества. По словам докладчика ООН, если и до нынешнего взлета цен 854 млн человек в мире страдали от недоедания, а каждые 5 секунд, не дожив до 10-летнего возраста, от голода умирал один ребенок, то страшно даже представить себе последствия нынешнего продовольственного кризиса.
Теперь — несколько о другом. Согласно пресс-службе Центробанка РА, в первом квартале с. г. показатель экономического роста составил весьма скромные по сравнению со всем, что мы в этом плане видели до сих пор, 8, 8%. Причем, как и в прошлом году, этот показатель достигнут преимущественно за счет высокого роста добавленной стоимости в сферах услуг и строительства. Что же касается промышленности и сельского хозяйства, то они практически не оказали ровно никакого воздействия на экономический рост.
Более того, объемы выпуска промышленной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже несколько снизились — на 0, 7%. Валовой же сельскохозяйственный продукт зафиксирован примерно на прошлогоднем уровне. И в отличие от промкомплекса и агроиндустрии рост объемов был зарегистрирован в области строительства (19, 4%). В результате снижения темпов роста основной части услуг в феврале-марте с. г. , связанного с пред- и поствыборным развитием событий в республике, показатель роста сферы услуг достаточно скромный — 5, 7%. В то же время сокращение объемов оптовой торговли объясняется уменьшением ввоза в республику зерна и соответствующим снижением производства муки. И напротив — на высоком уровне сохраняется рост объемов торговли автомобилями (29%).
И наконец, несколько финансовых сведений, зарегистрированных в рассматриваемый период. Долларизация армянской экономики, рассчитываемая как соотношение валютных вкладов и денежной массы, сократилась на 26, 8% и составила 20, 6%, причем в условиях роста валютных вкладов всего на 2, 9%. Сохраняются высокие темпы роста кредитования экономики, которые в 12-месячном разрезе составили 78, 8% (только рост кредитования в драмах — 98, 1%). Отрадно также, что в общем объеме кредитов шаг за шагом изменяется соотношение драм/валюта в выданных средствах в пользу национальной валюты. Так, если за соответствующий период прошлого года это соотношение выглядело как 58/42 (в пользу драма) , то в этом году — уже как 61/39.