Логотип

БЕЗРАБОТНАЯ ЗОНА

* 20 лет — половина активной человеческой жизни

* Массовые производства способны вдохнуть жизнь

* За 20 лет в Армении не удалось сформировать внятную промышленную политику

Рискуя собрать целую груду "брошенных камней", тем не менее выскажу крамольную мысль — инновации не панацея. Хотя, безусловно, нужное и полезное дело. К чему это я? А вот к чему…

Правительство усиленно готовится к 20-летней годовщине разрушительного Спитакского землетрясения, для чего разработан перечень из нескольких десятков мероприятий. Но сколь бы разрушительным ни был разгул стихии, вы только вдумайтесь: после него прошло целых два десятилетия! Половина активной человеческой жизни! Населению зоны бедствия действительно можно только посочувствовать: полжизни прошло, а людям не только не воссоздали более или менее сносных условий для жизни, не только не создали достойные рабочие места, но и тысячам семей до сих пор не обеспечена элементарная крыша над головой. Согласно правительственной программе, власти намерены из года в год, на протяжении еще целых 5 лет, решать жилищные проблемы оставшихся в результате землетрясения без крова людей. Да дело, собственно, далеко не только и не столько в жилье…

Целых 20 лет власти избегали даже думать о возможности объявления зоны бедствия особой (либо как вариант — специальной) экономической зоной — ОЭЗ или СЭЗ. На все попытки пробить стену неприятия ответ был один: коррупционные, знаете ли, риски — "под зону" и ее льготы, мол, полезут все, кому не лень, включая торговцев семечками и предпринимателей, деятельность которых разворачивается в солидном географическом удалении от пострадавших регионов… Тем самым власти, кстати говоря, самым прямым образом расписывались в собственном бессилии эффективно проконтролировать и отрегулировать процесс. Однако ясно, что даже при всех возможных издержках польза для зоны намного перевесила бы минусы. Лично для меня очевидно одно: пойди в свое время правительство на объявление в пострадавших от землетрясения регионах СЭЗ или ОЭЗ, частный капитал без всяких государственных вложений давно уже превратил бы зону в настоящий оазис…

Косвенным свидетельством запоздалого признания властями своей ошибки стала нынешняя концепция превращения г.Гюмри в ОЭЗ-техноград — с одновременным объявлением территории, прилегающей к аэропорту "Ширак", специальной экономической зоной (СЭЗ). При всей небесспорности именно технологического вектора развития Гюмри (откуда там вдруг возьмется соответствующая кадровая база?!) сразу возникает вопрос: что же тогда мешало еще лет 15-13  назад объявить всю зону бедствия СЭЗ?

Самое главное, что в свое время не уловила власть, — это то, что, даже переселив из времянок пострадавших от землетрясения во вновь отстроенные и самые что ни на есть благоустроенные квартиры, она обрекает их на… полуголодную жизнь без приличной и постоянной работы, без достойного заработка. Таким образом, можно однозначно констатировать, что после землетрясения власти не нашли в себе достаточно мудрости, чтобы подойти к острейшей проблеме восстановления зоны бедствия комплексно — в частности, параллельно идти по пути как  восстановления старого и строительства нового жилого фонда, так и задействования здесь промышленного потенциала. Причем делая основной упор именно на втором, поскольку только стабильно функционирующие в зоне бедствия заводы и иные массовые производства (а не достаточно компактные по определению инновационные компании) способны обеспечить основное народонаселение работой, а значит — и серьезными перспективами в отношении того, что жизнь непременно и в весьма обозримом будущем наладится.

Казалось бы, речь идет о прописных истинах, однако повторимся, и сегодня они ухвачены далеко не до конца и далеко не всеми. Между тем за примерами, их подтверждающими, далеко ходить вовсе не надо. Достаточно было сохранить в каждом пострадавшем от землетрясения регионе хотя бы по два-три  крупных предприятия — и о высоком социальном напряжении здесь можно было забыть. К примеру, действующий сегодня даже на треть своих прежних мощностей один только ванадзорский химкомбинат, который неимоверными усилиями все же удалось в свое время спасти от полного разорения, в значительной степени снимает в областном центре Лори социальный накал.

Что уж говорить о менее населенных регионах? Задействование рудников и горно-обогатительного комбината в регионе Ахтала-Шамлуг (зона деятельности горнодобывающей компании Metal Prince), где это предприятие сегодня является ключевым градообразующим элементом, постепенно изменяет здесь жизнь к лучшему. И это при условии, что на относительно небольшом комбинате трудятся всего-навсего 70-80 шамлугцев (а всего сюда на работу с утра стягиваются со всех окрестностей порядка 550 человек). А если бы здесь и в целом по зоне бедствия на каждой территории заработали бы и другие индустриальные объекты?..

Кстати говоря, за последние 15 лет после развала Союза в Армении так и не удалось сформировать сколько-нибудь внятную промышленную политику. Результатом является многомесячный промышленный спад — и только по итогам 7 месяцев с.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован  скромный рост производства промышленной продукции на 1,8%. Причем, согласно свежим данным Статкомитета СНГ, средний рост по странам Содружества составил гораздо более значительные 6%. По означенному показателю Армения среди всех стран СНГ (исключая Туркменистан, данные по которому не приводятся) занимает малопочетное предпоследнее место, опередив только Таджикистан. А ближайшая к нам "спина" — это Казахстан с ростом промышленного производства в 3,3%.

Собственно, и сейчас промышленный раздел в 5-летней правительственной программе страдает чрезвычайной лапидарностью, если не сказать скупостью. И опять же акцент ставится на инновациях и информационных технологиях, которые, конечно же, могут создать высокую добавленную стоимость, увеличить ВВП страны, но никак не способны занять, то есть вовлечь в стабильную производственную деятельность более или менее широкие слои трудоспособного населения. А где же остались наши электротехника, машино- и станкостроение, легпром..? Между строк программы читается: на них поставлен большой и жирный крест. Более того, конкретно не упоминаются даже химпром и металлургия. Когда же придет отрезвление?..