Логотип

СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ, ИЛИ

ЕЩЕ РАЗ О СУДЬБЕ ВАНАДЗОРСКОГО ДЕНДРОПАРКА

История с передачей в аренду сроком на 57 лет старейшего в стране (основан в 1929 году) ванадзорского дендропарка "Ванадзор" уже освещалась республиканскими СМИ. Но страсти вокруг этого вопроса то стихают, то снова разгораются. Попробуем, так сказать, расставить точки над i…

Начнем с самого, пожалуй, главного вопроса. Имела ли смысл передача государством заповедной территории в долгосрочную аренду, да еще и с правом ее застройки? Возможно, в иных государствах — нет. В нашем же случае это, кажется, было единственным выходом. На этом, в частности, настаивает начальник Агентства по управлению биоресурсами Министерства охраны природы РА, доктор биологических наук, профессор Арташес ЗИРОЯН, который в разговоре с корр. "ГА" указал на следующие обстоятельства: за все последние годы в дендропарке не было проведено ни единого мероприятия по уходу, сохранению и уж тем более развитию этой территории; более того, территория постепенно приходила в запустение, здесь множились факты антисанитарии и сопутствующих "ароматов", были зарегистрированы факты вырубки и уничтожения деревьев и т.д.

Конечно, в этом само государство — в лице того же Зирояна — можно и попрекнуть: почему, мол, такие-сякие столь безобразно запустили дела в ванадзорском дендропарке? Но язык не поворачивается сделать это, потому как уважаемого профессора за долгую жизнь обучили многому, но не научили одному — как можно эффективно управлять биоресурсами страны, не располагая для этого сколь-нибудь значительными финансовыми средствами. В нашем отечестве природоохранные мероприятия всегда были и еще долго будут представлять собой задачи третьестепенной важности (это если опираться не на декларации, а на отпускаемые под эти цели денежные ресурсы). Вот, стало быть, и получается, что сдача территории в аренду частному инвестору была единственным средством спасти дендропарк от окончательной гибели.

Теперь — что касается порядка предоставления дендропарка в аренду. Мы тщательно изучили все сопутствующие сделке документы и не нашли ни единого нарушения действующего законодательства. ГНКО (государственная некоммерческая организация) "Заповедно-парковый комплекс" Министерства охраны природы РА, которая, собственно, и заключила от лица государства означенный договор, прежде, следуя букве закона, заручилась согласием всех уполномоченных органов и лиц (министр охраны природы, марзпет Лори, мэр Ванадзора), а директор упомянутой ГНКО Геворк Саргсян в установленном законом порядке создал соответствующую комиссию, специалисты которой приняли полноценное участие в организации и проведении тендера.

Группа горожан, поддерживающая директора дендропарка С.Мхитаряна, в своих жалобах в различные инстанции постоянно говорит о приватизации дендропарка, не делая, по-видимому, никакой разницы между передачей объекта в частную собственность и сдачей его в аренду. Вообще у нас, честно говоря, создалось впечатление, что директору дендропарка, который вместе с двумя своими родственниками проработал там много лет, просто стало обидно при виде того, как гособъект "уплыл в чужие руки", и он решил поднять шум, с тем чтобы по возможности удовлетворить свои собственные амбиции. 

Последнее предположение подтверждает, в частности, то обстоятельство, что жалобщики указывают на чуть ли не секретный характер проведения тендера. На самом деле, как того и требует закон, за месяц до проведения конкурса в газете "Айастани Анрапетутюн" (Âщ 54 от 21 марта 2008г.) было размещено соответствующее объявление, в котором были указаны день, час и место проведения конкурса, так что любой желающий мог принять в нем участие.

Между тем заявки об участии в конкурсе представили 3 лица. Стартовая цена годовой арендной платы была установлена в 5 драмов за 1 кв. метр территории (дендропарк занимает площадь в 1,9 гектара), а каждый "шаг" участников аукциона в ходе торгов — в 2 драма. В результате нескольких "шагов" стоимость аренды возросла в 3 раза (что само по себе факт положительный) — до 15 драмов за 1 кв. метр. Эту цену и предложило признанное победителем ООО "Сарух Стар". И первый годовой платеж в размере 291 тыс. 600 драмов компания уже произвела.

Будучи в командировке в Ванадзоре, мы побеседовали и с главным специалистом Управления сельского хозяйства и охраны природы Лорийской областной администрации Самвелом Харатяном, который в рамках своих полномочий непосредственно занимался, так сказать, локальной жалобой горожан на то, что арендатор закрыл дендропарк на замок, лишив их возможности прогулок по нему. В ответ арендатор Сейран Саруханян  заявил, что не намерен препятствовать прогулкам горожан по дендропарку (тем более что по условиям договора вход в него должен быть открыт ежедневно с 9.00 до 21.00. — А.А.), и, более того, еще раз письменно подтвердил свои слова.

Из других условий арендного договора отметим то, что пользователь дендропарка обязан также решать его уставные задачи, а по истечении срока права застройки территории не может рассчитывать на компенсацию "неотделимых" от дендропарка работ и, соответственно, затрат.

В свою очередь упомянутая выше ГНКО рассчитывает получить в свое распоряжение ежегодные арендные платежи, а также средства, связанные с реализацией права арендатора на застройку. Так, арендатор уже не просто восстановил пришедшее в негодность ветхое ограждение дендропарка, но и обнес его основательной туфовой оградой длиной 252 метра, на что ушло свыше 17,7 млн драмов. Всего же ООО "Сарух Стар" предполагает инвестировать в объект порядка 150-170 млн драмов. В дендропарке будут созданы новые инфраструктуры, и в целом вся территория будет благоустроена, приведены в порядок аллеи, посажено 100 новых деревьев и 200 кустов.

Конечно, государству могут быть предъявлены и следующие две претензии: во-первых, почему дендропарк сдан в аренду на столь солидный срок (напомним — на 57 лет, до 25 апреля 2065 года) и почему с правом застройки? На это все тот же А.Зироян отвечает в том духе, что, идя на немалые расходы и беря на себя внушительные обязательства, арендатор, разумеется, должен был и для себя получить, соответственно, серьезные гарантии и выгоды. В любом случае, как уверяет начальник Агентства по управлению биоресурсами, любая застройка территории дендропарка, согласно договору, может быть осуществлена только с их разрешения. Пока что, как стало ясно из его слов, речь идет об одной-единственной небольшой конструкции. Посмотрим…