Логотип

ОХОТА ЗА АВТОРСКОЙ КОПЕЙКОЙ

Налоговики годами не могут внести ясность в вопрос гонораров журналистов

…Сегодня ночью он не мог заснуть: в кои-то веки встал с постели, устроился за письменным столом — и строчки посыпались из-под пера. Наутро статья уже была в редакции журнала.

РЕДАКТОР ИЗДАНИЯ ПОМНИЛ ЭТОГО АВТОРА: писал он нерегулярно (что поделать – музы посещают авторов по только им известной прихоти), но добротно. Статья была опубликована в ближайшем номере – и автор явился за гонораром, который, учитывая неблестящее в материальном отношении положение любой редакции в нашей республике, никогда не страдал особой величиной: 3 тыс., 5 тыс., 8 тыс., а если у тебя в номере поместились сразу две статьи, то можно было рассчитывать и на все 15 тысяч драмов. Вот тут-то на сцене и появляется вездесущий налоговый инспектор…

С подобными "свободными журналистами" редакции заключают так называемые авторские договора, по которым, согласно Закону РА "О подоходном налоге" (глава 5, статья 18), в госбюджет отчисляется 10% авторского вознаграждения. Правда, если авторское вознаграждение превышает 80 тыс. драмов, то ставка подоходного налога значительно выше, однако о таких гонорарах, как было сказано выше, журналистам приходится лишь мечтать, так что рассматривать эту ситуацию попросту не имеет смысла. Сегодня же у изданий те самые зловещие налоговики, используя неопределенности в законодательстве, требуют ни много ни мало… 32% (шкала подоходного налога плюс соцвыплаты в Госфонд социального страхования). Иначе как политикой по искоренению в стране свободного печатного слова это не назовешь. Определение "свободных" СМИ приведено здесь не ради красного словца, потому как несвободные могут и устоять, ведь за такими изданиями как раз-таки стоят определенные финансовые силы…

Цену роялти спроси… у дьявола

Однако в различных законах упоминается то вполне понятное понятие "авторское вознаграждение", то какое-то "роялти", причем, в чем налоговики усматривают разницу между этими понятиями, как ни ищи, во всей законодательной базе не найдешь. Вот почему то самое появление налогового инспектора носит зловещий характер, ведь любая правовая нечеткость и двусмысленность неизменно приводят к дополнительным претензиям фискальных органов, несмотря на то, что в подобных случаях толковаться то или иное сомнительное положение должно как раз-таки в пользу налогоплательщика.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА РОЯЛТИ И АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИ СИНОНИМЫ, — разъясняет нам налоговые дебри главный бухгалтер общественной организации (ОО) прав авторов "Армавтор" Гаяне АКОПЯН, — однако с точки зрения налогового законодательства они почему-то идут как отдельные термины. И эта двусмысленность тянется годами, никак не разъясняется и не уточняется…

— В результате этой ситуации у фискальных органов появляется соблазн взыскать с еле-еле сводящих концы с концами изданий помимо резко взвинченного подоходного налога еще и выплаты по соцстраху, — подключается к разговору гендиректор ОО "Армавтор" Сусанна НЕРСИСЯН. – Между тем при наличии письменного авторского договора, предметом которого выступает именно объект охраны авторского права, соответственно действует Закон РА "Об авторском и смежных правах" (статьи 39, 40, 41), а не исчисление налогов за предоставление неких услуг, как это пытаются представить налоговики. Иными словами говоря, назови налоговую базу хоть авторским вознаграждением, хоть роялти — все одно речь идет о выплатах за создание объекта авторского права…

К примеру, в законодательно установленном перечне (2005г.) направляемых на оплату труда средств и приравненных к ним доходов числится авторское вознаграждение, но нет ни слова о роялти. Таким образом, получается, что авторское вознаграждение приравнивается к зарплате, а роялти таковым не считается. И вы нигде не найдете уточнения, в чем тогда с точки зрения налоговых выплат должна проявляться разница этих двух понятий. И повторимся, дело совершенно запутывает то обстоятельство, что в каких-то законодательно-правовых актах употребляется понятие "авторское вознаграждение", в других – "роялти". Поди разберись! А ведь, к примеру, в отношении научных трудов четко определено, что с них соцвыплаты не взимаются. Почему бы так же четко не прописать это и по отношению к журналистским статьям, чтобы раз и навсегда отбить охоту у особо ретивых налоговых инспекторов зариться на скудную авторскую копейку?!

Как Севак с Дали к чиновнику… не ездили

Весь этот абсурд был бы просто смешон, если бы не был так грустен. Менеджмент разных изданий с самого начала года, оставив свою многотрудную и благородную деятельность по поддержанию в стране, да еще в условиях глобального кризиса, очагов печатного слова, вынужден бегать по инстанциям и ломать голову над тем, как выплатить своим авторам несчастные несколько тысяч драмов, при этом не подорвав абсолютно безумными выплатами в госбюджет и Пенсионный фонд донельзя скромную финансовую основу самой деятельности издания.

     ДИРЕКТОРА ПОСЛЕДНИХ ЛИБО ВЫНУЖДЕНЫ НЕ УКАЗЫВАТЬ В СВОИХ ИЗДАНИЯХ НИ ОДНОГО АВТОРА, либо с выходом каждого номера направлять каждого принявшего в нем участие автора за подтверждением… своих авторских прав, причем каждый автор каждый раз должен выплачивать государству 1000 драмов (?!), где-то расписываться и уж потом дожидаться своего вознаграждения. Каждый раз! Это хуже, чем ошибка, это беспросветная тупость тех "деятелей", что в столь сложный для страны период устроили настоящую охоту за грошами тех, кто едва поддерживает свое существование, сеющих  смуту и раздражение, а в конечном итоге – вселяющих в нас неприятие всех реформ в целом, неверие в будущее своей страны.

Между тем, как сообщила нам Сусанна Нерсисян, трижды за 10 лет принимавшая участие в разработке всех 3 законов "Об авторском праве и смежных правах", официальной регистрации авторских прав и не требуется, то есть ни один налоговый инспектор не имеет права требовать доказательств авторства (Закон РА "Об авторском праве и смежных правах" принят НС РА 15.06.2006г., статья 9, пункт 1), то есть действует так называемая презумпция авторства, когда, в случае если это не оспаривается другим автором, подтверждением авторства произведения является простое указание на нем имени создателя (Закон РА "Об авторском праве и смежных правах", статья 8, пункт 1).

Г-жа Нерсисян с юмором заметила, что если бы, к примеру, Паруйр Севак или Сальвадор Дали вынуждены были каждый раз после создания очередного своего творения ездить в какую-нибудь государственную контору за чиновничьим подтверждением своего авторства, это быстро бы отбило у них всякое желание творить. И это есть цивилизованная норма международного авторского права, заложенная в законодательство всех нормальных стран с целью ограничения государственно-чиновничьей активности по препятствованию созданию произведений. На это и существует Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, к которой 19 октября 2000 года присоединилась и Армения.

Что же касается ситуации, когда авторство — в данном случае журналистской статьи — вообще не отмечается, то на это по закону не имеет права ни один издатель или редактор. Исходите из всего вышесказанного и вы, господа фискалы. Особенно если вспомните о том, что государство неустанно декларирует всякие облегчения и упрощения для малого бизнеса. В данном же случае речь идет зачастую даже не о малом – о микробизнесе. Оставьте наконец его в покое и займитесь более подобающими в сложившихся обстоятельствах делами…