На вопросы "ГА" отвечает министр территориального управления, вице-премьер Армении Армен ГЕВОРКЯН
— Какие новые акценты в территориальную политику государства внес глобальный кризис?
— Продолжается реализация целого ряда предусмотренных правительством программ — разрабатываются концепция формирования межобщинных объединений, новый порядок госдотаций и т.д. Хочу особо подчеркнуть, что в период кризиса мы более твердо ставим вопрос обеспечения местными властями сбора местных налогов, исполнения местных бюджетов, имея в виду то, что текущие проблемы с государственным бюджетом страны должны компенсироваться эффективностью сборов местных налогов. И результат, как говорится, налицо: по итогам 5 месяцев с.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года собрано на 30% больше налогов на землю и на 35% — налогов на имущество. По положению на 1 июня с.г. исполнение местных бюджетов составило 86,4%.
— Давайте поговорим о качестве и ответственности руководителей областных администраций республики, которые нередко становятся предметом острой критики общественности и СМИ. Вот, к примеру, впервые введенная правительством система оценки по 100-балльной шкале деятельности губернаторов, которая призвана усилить контроль центральной власти над так называемыми местными царьками. Идея сама по себе вроде здравая, однако в обществе сразу вызвавшая скепсис, в частности, тем, что отметки марзпетам будут выставлять министры. Каковы критерии оценки и санкционный режим в отношении набравших скромное количество баллов глав обладминистраций?
— Я бы не сказал, что губернаторы до сих пор находились вне какого-либо контроля. Вот, к примеру, марзпет Тавуша Армен Гуларян — "долгожитель" среди глав областей: Ничего негативного о нем не слышал. То есть, если один человек долго, на протяжении десятка лет, руководит областью, это вовсе не значит, что он плох. Если вы намекаете на марзпета Сюника Сурена Хачатряна, то и к нему каких-то особых претензий я предъявить не могу, поскольку важнейшим критерием деятельности губернаторов являются показатели сбора налогов в местную казну. Так вот: за 5 месяцев с.г. в Сюнике по сравнению с тем же периодом прошлого года собрали на 11% больше средств по линии налога на землю и на 36,6% — на имущество. Вообще надо заметить, что не слишком хороший имидж марзпетов формируется в основном за пределами исполнения ими служебных обязанностей.
Насчет введения в мае с.г. системы оценки деятельности губернаторов: она действительно применяется у нас впервые, хотя подобный механизм не нов и с успехом действует во многих странах мира. Критериев оценки — две группы: оценка исполнения губернатором своих полномочий и функций, непосредственно прописанных в законодательстве (по 13 сферам), и оценка исполнения тех полномочий и функций, что не являются непосредственными обязанностями марзпета, однако они влияют на исполнение прямых служебных обязанностей главы обладминистрации. К примеру, обеспечение сбора налогов в местные бюджеты не входит в непосредственные обязанности марзпета, являясь функцией органов местного самоуправления, однако от уровня поступлений в местные бюджеты зависит исполнение программ, входящих в непосредственные обязанности губернской власти. Добавлю к тому, что вторая группа критериев оценки носит непостоянный характер и может меняться в зависимости от того, какие задачи ставятся на том или ином этапе. Так, в этом году большое значение при выставлении отметок будет уделяться тому, как в области решаются вопросы занятости, сохранения и создания рабочих мест, как поощряются инвестиции и т.д.
Сейчас министерства (каждое по своей линии) готовят методики оценки, которые будут готовы к сентябрю, а уже в середине февраля будущего года на суд общественности будут вынесены результаты оценки деятельности марзпетов по итогам 2009 года (оценки губернаторам будут выноситься по итогам годовой деятельности). Какие санкции по отношению к отстающим — начиная от выговоров до освобождения от занимаемой должности — будут применены, предстоит решать соответствующим структурам на политическом уровне.
Что же касается скепсиса относительно того, что оценки марзпетам будут выставлять министры, то могу сказать, что для того ныне в ведомствах и разрабатываются методики, которым еще предстоит пройти этап всесторонних обсуждений. Понятно, что в любой оценке присутствует субъективный фактор, однако мы постарались максимально его исключить тем, что все содержащиеся в методиках критерии будут исчисляемыми. К примеру, 8 из упомянутых 100 баллов будут определяться уровнем сбора местных налогов, 3 балла из которых в свою очередь будут исчисляться сбором конкретного налога на землю и т.д. Так, эти максимально возможные 3 балла наберут марзпеты тех областей, где уровень поступлений по линии налога на землю окажется не ниже 80%. Показатель ниже 60% даст губернатору… ноль баллов, 70% — 1 балл и т.д. Такие же критерии предусмотрены, скажем, в сфере областного образования, где будут учитываться такие, повторюсь, вполне измеряемые показатели, как случаи задержки выдачи зарплаты учителям, количество участников из области в олимпиадах и число победителей в них и т.д. На самом деле все очень просто.
— В областях страны находится целый ряд так называемых градообразующих предприятий, которые в большинстве своем годами бездействуют, между тем населению таких моногородов необходимо где-то работать. Задумываются ли, наконец, в правительстве в направлении того, как "заставить" такие предприятия работать?
— Для того чтобы предприятия работали, должны быть экономические предпосылки. Прежде они функционировали в условиях иной, централизованной плановой системы огромного государства, когда произведенное в Армении отправлялось, к примеру, в Петропавловск-Камчатский. Если же предприятие почти за 20 прошедших лет так и не нашло свою новую, рыночную нишу, не приспособилось к новым условиям хозяйствования, то запустить их сегодня представляется делом крайне маловероятным…
— Но ведь все дело может быть в том, что предприятию элементарно "не повезло" с собственником, а у государства должны по идее найтись рычаги к побуждению неэффективного собственника к продаже своего предприятия на вторичном рынке более эффективному владельцу, чтобы первые не держали годами свою собственность "в морозильнике"…
— Согласен, что владельцу должно быть невыгодно иметь неработающее предприятие, однако полноценных ответов на эти вопросы правительство пока не имеет. Правда, мы отправили в парламент законопроект, предполагающий крупные выплаты по линии налога на имущество для владельцев неработающих предприятий, однако даже в самом правительстве отношение к нему неоднозначное — прежде всего потому, что такие предприятия в большинстве своем находятся не в столице, а в сельской местности. Мы пытаемся найти те рычаги, которые побудили бы неэффективных собственников либо, так сказать, привести в чувство простаивающие предприятия, либо расстаться с ними путем продажи. Кое-какие идеи имеются у нас и в направлении переориентации таких предприятий, однако, если честно, приоритет сегодня за тем, чтобы обеспечить в условиях кризиса функционирование действующих предприятий.
— Что вы можете сказать о решении правительства не осуществлять программные инвестиции в тех общинах, где сбор собственных доходов меньше 70%?
— Формально это решение пока не принято, однако главы общин уже ставятся в известность о том, что критерием капитальных расходов будет служить уровень исполнения той или иной общиной своих собственных бюджетов. Это во многом и вынужденная мера, так как государственные ресурсы на капрасходы — особенно в условиях кризиса — довольно ограниченны и всегда встает вопрос, куда их вкладывать. Ясно, что если община обеспечивает высокий уровень сбора собственных налогов, то есть, так сказать, играет наравне с тобой (разумеется, в определенных пропорциях), то предпочтение в строительстве школ, дорог и иных капитальных затратах должно отдаваться именно им.
— Хотелось бы уточнить: речь в данном случае идет о капзатратах, а не о дотациях местным бюджетам?
— Да, порядок предоставления дотаций пока оставлен без изменений, хотя в правительстве уже звучат мнения по поводу того, чтобы и объем дотаций поставить в зависимость от уровня сборов местных налогов той или иной общиной. Так, наше министерство еще в прошлом году предложило изменить систему госдотаций, поскольку действующий порядок в основном предполагает механический подход, когда объем дотаций зависит от количества жителей той или иной общины и не учитывает ее специфику. Тем не менее полагаю, что уже осенью с.г. НС РА обсудит представленный нами законопроект, предполагающий поставить объем дотаций в зависимость от 6-7 критериев, то есть более целенаправленно помогать общинам, объективно находящимся в тяжелых условиях (приграничье, высокогорье и т.п.). Замечу при этом, что вопрос этот довольно болезненный, так как новые подходы могут полностью парализовать деятельность некоторых общин.
— И последний вопрос: как продвигаются дела в направлении создания межобщинных объединений?
— Это на самом деле очень актуальная задача. Сразу скажу, что в народе идея укрупнения общин странным образом трансформировалась в чуть ли не механическое переселение людей, хотя речь идет всего лишь о централизации управления общинами. Понятно, что крупные общины будут иметь и более солидный бюджет, что позволит им, скажем, каждый год направлять значительную сумму на решение серьезной проблемы в каком-либо населенном пункте, то есть они смогут эффективнее решать местные проблемы.
У нас же сегодня сложилась ситуация, когда община, состоящая всего из 29 человек (есть и такая — в Гегаркунике), имеет такие же полномочия и ничем в формальном плане не отличается, скажем, от города Гюмри. Вообще же укрупнение общин — тенденция мировая. Так, в Дании из 300 общин ныне оставлена лишь половина. По интересному пути пошли в Грузии, где уже в виде общин восстановили порядка 62 районов советских времен. Весь этот опыт — порядка 10 стран — нами изучен и обобщен. В настоящее время идет подготовка государственной концепции формирования межобщинных объединений: создана представительная комиссия, идет формирование рабочих групп по подготовке окончательной редакции концепции, в которой, в частности, будут заложены конкретные механизмы объединений. Проект документа будет вынесен на широкое обсуждение.