Логотип

Командировка в Китай

 

Рожай, нацмен, второго!
Весь Китай состоит из 23-х провинций (в одной из них — Юннань, где обильно присутствует нацменьшинство дай, — наша журналистская делегация СНГ побывала позднее, поэтому репортаж об этом читайте в следующих номерах «ГА»), 5-ти автономных районов, 4-х городов центрального подчинения и 2-х специальных административных районов (Гонконг и Макао). В КНР имеется 155 мест, в том числе автономные районы, округа и уезды, где проживают нацменьшинства, которые, между прочим, занимают 64% общей территории страны. На этих территориях главой администрации непременно назначается представитель данного нацменьшинства (кроме того, из высокопоставленных чиновников на разных уровнях центрального правительства 10% также составляют представители нацменьшинств).

По признанию китайских ответственных лиц, уровень развития западных территорий КНР, где преимущественно и проживают нацменьшинства, действительно отстает от такового в серединных и восточных районах. Правительство КНР разрабатывает множество программ по развитию нацменьшинств — начиная от развития их письменности до сокращения либо полной отмены налогообложения. Кстати, как известно, рождаемость в Китае ограничивается государством: одна семья может позволить себе лишь одного ребенка, но для нацменов сделано исключение — 2 (а в случае брака с иностранцем никаких ограничений не существует).

Хань, дай, уйгуры и далай-лама
Примеры заботливого отношения властей КНР к нацменам не заставили себя долго ждать. Работники указанного Госкомитета отметили, скажем, такую деталь: начиная с 1959 года по 2008-й из госбюджета КНР выделено порядка 201 млрд юаней ассигнований Тибетскому автономному району, что на душу населения больше, чем в среднем по КНР. Или другой пример: реализация правительственных программ по освоению и развитию Запада Китая, на что уже отпущено свыше $1 трлн, привела к тому, что некоторые западные территории по темпам развития уже превосходят серединные и восточные районы. К примеру, экономический рост в автономном районе Внутренняя Монголия ежегодно превышает 20%. И, наконец, беднейшие слои населения, которые в основном и составляли нацменьшинства, к сегодняшнему дню значительно «поправили свои дела»: вместо прежних 40 млн бедняков сегодня таковыми остаются только 7 млн.

Самый большой автономный район в КНР — Синьцзян-Уйгурский. Он занимает одну шестую часть общей площади КНР — и на его территории могут свободно разместиться, к примеру, 3 Франции или 4,5 Японии. Население автономного района — 22 млн человек, из коих свыше 8 млн составляет доминирующая в КНР национальность хань, а свыше 10 млн — уйгуры. Ежегодный средний экономический рост здесь достигает 10-11%.

Обращаясь к волнениям в этом районе летом прошлого года, ответственные лица Госкомитета назвали следующие цифры: в ходе известных событий погибло 197 человек, свыше 1000 получили ранения, было сожжено множество автомобилей. При этом нам не без намека указывалось, что подавляющее большинство убитых и раненых — это не уйгуры, а как раз-таки ханьцы: последних погибло более 150-ти, а уйгуров — несколько больше десятка; и свыше 90% раненых опять же приходятся на национальность хань. Выводы они оставили делать нам — и они очевидны. Кроме того, нам сообщили, что 750 из 1000 человек, задержанных в ходе волнений, — это выпущенные из тюрем преступники. Надо ли говорить, что тех, кто был замечен в убийствах, ожидала высшая мера наказания…

Далее нам сообщили, что с самого основания новой КНР в 1949 году и до 80-х годов все национальности в автономном районе жили вполне дружно. Насилие и теракты здесь «прописались» только с 90-х годов. Тогда в результате вспышки насилия погибло более 140 человек, свыше 400 были ранены. И снова, как нам сказали, более 90% пострадавших — представители национальности хань, а не нацменьшинств. На это время приходится и создание различных «нелегитимных группировок», в частности, Международного уйгурского конгресса. Их штаб-квартиры располагаются за пределами Китая, и они в скрытой и в открытой формах получают поддержку правительства США, других западных стран. (Кстати, уже вернувшись в Ереван, мы услышали по телевидению сообщение о поставках американского оружия на Тайвань, что вызвало протест КНР.) Так, Госдеп США, как утверждают китайцы, уже профинансировал уйгуров и далай-ламу (Тибет) на сумму порядка нескольких миллиардов американских долларов.

Понятно, что китайцев совсем не радуют прецеденты Косово, Южной Осетии и Абхазии. Они здесь прямо именуются «плохими инцидентами, открытыми в мировой практике», и оцениваются как «платформа борьбы между Западом и Россией». В Госкомитете КНР нам заявили, что «их» конфликты отличаются от названных и иных межэтнических конфликтов, а потому «второго Косово» на территории Китая не будет — власти страны сделают все для поддержания территориальной целостности КНР…

Впрочем, к теме нацменьшинств в Китае мы еще вернемся в последующих публикациях, поскольку из Пекина нас вывезли в одну из южных провинций страны, где и проживали в основном нацменьшинства. А пока коротко еще несколько впечатлений от осмотра известных всему миру достопримечательностей китайской столицы…

Стена, Гугун и Няочао
Гугун — императорский дворец при династиях Минь (1368-1644гг.) и Цинь (1616-1911гг.) — это наиболее крупный и хорошо сохранившийся памятник древней архитектуры в Китае. Гугун, который в прошлые времена называли еще «Запретным городом», располагается прямо в центре Пекина. Его площадь составляет 720 тыс. кв. метров, из коих 150 тысяч приходятся на архитектурные сооружения. Весь дворец окружен крепостной стеной высотой 10 метров, в 4-х углах которой возвышаются башни, а вдоль стены тянется водный ров длиной 3800 метров и шириной 52 метра. В настоящее время дворец превращен в музей, где собрано огромное количество бесценного культурного наследия Китая и куда, несмотря на пронизывающе холодный ветер, вливались все новые и новые потоки любознательных людей…

Как известно, Великая Китайская стена — одно из чудес света. Это самое грандиозное военно-оборонительное сооружение, которое строилось веками (начало — в VII-V веках до нашей эры) с целью защиты от врагов с севера и было завершено лишь в XVI веке при династии Минь. Стена проходит через 8 провинций, автономных районов и муниципалитетов КНР, пронизывая Китай с востока на запад на протяжении примерно 6700 км. Стена сооружалась с использованием естественного горного рельефа. Ее высота — 7,8 метра, ширина достигает 5,8 метра, то есть по ней одновременно могли проехать 5-6 всадников. И здесь нас пронизывал ужасающе холодный, порывистый ветер, но, несмотря на это, туристы и местные словно соревновались между собой в том, кто дальше пройдет Стену, ведь такое же расстояние надо было пройти обратно…

Наконец мы посетили в Пекине Национальный стадион, который был построен для летних Олимпийских игр 2008 года и где прошли церемонии открытия, закрытия игр, а также наиболее интересные финальные состязания. Пекинцы сразу же окрестили стадион вместимостью в 91 тыс. людей «Птичье гнездо» (Няочао), и он действительно сильно смахивает на этот поэтический образ. Это одно из наиболее амбициозных и дорогостоящих олимпийских сооружений в мире: строительство стадиона длилось почти 5 лет и обошлось в $423 млн.

… Итак, далее мы покидаем Пекин, так что со следующим репортажем из Китая встретимся уже в провинции…