Логотип

КОМАНДИРОВКА В КИТАЙ

 

Мы (делегация журналистов из стран СНГ) накоротке и с удовольствием общаемся с монахами, фотографируемся с местными посетителями и напоследок, смиренно преклонив колени, получаем на запястье руки от главного монаха веселую, разноцветную повязку. Она дарует «носителю» удачу — и снимать ее нельзя ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Уже полтора месяца, как я вернулся из поездки в Китай, а повязке износу нет — как новая. Хотя она на моей руке всегда — в том числе во время купаний с шампунем и мылом, которые, кажется, совсем не собираются разъедать вроде бы обычную ткань. Кстати, эту повязку — своеобразный знак буддизма — легко узнают бывалые люди в разных частях света…

… Сишуаньбаньна известна своими плантациями весьма полезного для здоровья чая пуэр. Это как у нас коньяк: его дарят посетившим страну высоким гостям. В Китае же президент или премьер КНР дарят пуэр президенту России Дмитрию Медведеву (2008г.), премьер-министру Великобритании Гордону Брауну (2008г.), а с апреля 2009 года чай по высочайшей просьбе отсылают и королеве Великобритании Елизавете Второй. Слава о чае пуэр — его неповторимом вкусе, запахе и уникальных лечебных свойствах — идет по всему миру…

Местная чайная фабрика, на которой мы побывали, за валом не гонится. Самый качественный чай пуэр стоит недешево, так что на предприятии предпочитают держаться годового объема производства на уровне всего 70-80 тонн. Кстати, важным условием приема на работу на эту фабрику является любовь и уважение к этому древнему напитку. Меня бы сюда точно не приняли…

Здесь мы приняли участие в красивой и полной тайных смыслов и значений чайной церемонии. Спешу поделиться. Во-первых, и без того малюсенькая чашка ни в коем случае не должна быть наполнена до краев — максимум на 70%. Это вам не водка и не пиво. Поданная вам полная чашка с чаем, согласно китайской церемонии, означает крайнюю степень неуважения: мол, быстрей пей и уходи. Во-вторых, принимая чай вовнутрь — опять же в отличие от приема спиртных напитков, — нельзя шевелить шеей и запрокидывать голову, которая должна оставаться неподвижной, а работают только руки. Дело в том, что, согласно китайским представлениям, церемония чаепития — это для интеллигентных, неспешных и несуетных людей, то есть процедура должна протекать в спокойной, умиротворенной обстановке, а потому резкие движения недопустимы. И наконец, перед чаепитием чашки должны быть наполнены обычной горячей водой, которая через пару минут выливается, а чай наливается в уже прогревшиеся чашечки. На этом мои познания в этой области исчерпываются…

… В тот же день вечером у нас состоялась встреча с руководством Сишуаньбаньна-Дайского автономного округа. Самым главным по должности был Чен Цзи Чжун — заместитель генерального секретаря (по охране окружающей среды, вопросам нацменьшинств) указанной префектуры. Он в основном и отвечал на наши вопросы…

Товарищ Чен
Вся экономика округа преимущественно строится на «трех китах» — туризме с сопутствующей индустрией обслуживания, сельском хозяйстве и внешнеторговой деятельности. Так, 40% доходов округа обеспечивает туристическая индустрия. Ежедневно 28 различных авиарейсов доставляют в административный центр округа (г. Куньмин) до тысячи иностранных туристов со всех концов мира (в наступившем году здесь ожидают принять до 7 млн туристов!), которых привлекают сюда тропический климат с богатой фауной и флорой, самобытная культура и быт проживающих здесь народностей (здесь располагаются 5 заповедников и 12 национальных и иных парков), а также интересы основания здесь своего бизнеса. К тому же округ — хороший курорт для китайцев с севера, которые «бегут» на юг от суровой зимы. Кстати, товарищ Чен не без намека упомянул об интересном репортаже из местных джунглей, который подготовил приглашенный сюда с этой целью корреспондент ИТАР-ТАСС…

Аграрный сектор округа приносит местной казне 30% всех доходов. Здесь культивируют сахарный тростник, банан и рис. Особая доходная статья — уже упомянутый выше чай пуэр (Сишуаньбаньна является его родиной), среди полезных свойств которого, как подчеркнул замначальника округа, снятие лишнего веса, благотворное воздействие на кожу и т.д. И наконец, поскольку округ граничит с тремя странами, здесь придают большое значение усилению торгово-экономических связей как с приграничными государствами, так и в целом с регионом Юго-Восточной Азии. По сути именно через округ проходит созданный с этой целью большой торговый коридор, пронизывающий целый ряд азиатских стран.

На вопрос спецкора «ГА», насколько самостоятельны в своих действиях местные власти и имеются ли преференции для решивших обосноваться здесь иностранных инвесторов, товарищ Чен ответил в том духе, что центральное правительство разрабатывает общие концепции и стратегии, а регионы — конкретные планы. Что же касается политики стимулирования иностранных инвестиций, в том числе и особенно прямых, то разнообразные, в том числе налоговые льготы установлены в зависимости от вида деятельности инвестора. К примеру, поскольку местные власти пытаются привлечь иностранных инвесторов в первую очередь в индустрию услуг, то и преференций здесь больше. А вообще японские и корейские компании влечет сюда чайная индустрия, таиландских и сингапурских инвесторов — отельный бизнес.

В округе обеспечена высокая занятость (в сфере обслуживания и вообще малого бизнеса) — сюда в поисках работы даже приезжает молодежь из других округов. А что же с бедностью? Мы специально выяснили, что прожиточный минимум здесь составляет 250 юаней (около $38) — именно таков и размер пособия на каждую душу из необеспеченных семей. Пенсия составляет 1000 юаней (около $150)…

А за слона ответишь!
На следующий день, как всегда спешно позавтракав, мы отправились в Долину слонов, где на территории в 369 гектаров в естественных условиях джунглей, но под присмотром человека обитают 80% всех азиатских слонов (они несколько отличаются от своих африканских собратьев — в частности, меньше по габаритам), водящихся в КНР. Это единственная натуральная резервация (говоря современным политкорректным языком — хаб), в которой возможен близкий и одновременно безопасный контакт туристов с дикими азиатскими слонами.

В прежние времена здешних слонов нещадно истребляли местные жители и заезжие контрабандисты. В частности, в Таиланде имеется высокий спрос на слоновьи бивни, который ими до сих пор в той или иной степени и удовлетворяется. И сегодня в горах нет-нет да обнаруживают мертвых слонов. Не всегда, правда, это дело рук человека — иногда слонов смертельно поражает молния. С другой стороны, и слоны порой могут доставить неприятности местным крестьянам.

В последние годы правительство Китая приняло меры, с тем чтобы оградить слонов от корыстных людей. Налажено тесное сотрудничество с Лаосом и другими соседними странами в направлении защиты слонов. Вообще на сегодня в КНР действуют 13 законов, защищающих диких животных. Прямиком в тюрьму отправился местный паренек, убивший бенгальского тигра. В свое время группа местных жителей убила 18 слонов — и 4 человек из них приговорили к смертной казни.

В Долине слонов действует база наблюдения и защиты слонов, специалисты которой, к примеру, помогают заблудившимся слонам вернуться домой, лечат их. Мы покормили с рук бананами и морковкой нескольких слонов, находящихся на базе на лечении. Кстати, как выяснилось, слона, которого кормил я, местные «доброхоты» напичкали… наркотиками. Кроме того, принимаются меры по увеличению рождаемости слонов. С другой стороны, для безопасности людей своеобразные отели и пункты наблюдения за слонами сооружены прямо на деревьях…

Даешь дайский Вардавар!
Далее мы отправились в этнический парк национальности дай в местечке Ганьланба, который был создан на базе 5 естественных соседних деревень. Здесь нас ознакомили с жилищами, бытом и кухней нацменьшинства дай, их кустарной мануфактурой и ручными — по большей части сувенирными — изделиями (сумки, ожерелья, бусы, серьги, браслеты и т.п.). Кстати, наряду с довольно симпатичными и дешевыми по цене поделками один шустрый дай пытался загнать нам здесь обычный эротический журнал с обнаженными китаянками. Мы ничего не имели против — за исключением цены. Честно говоря, все немного смахивало на «потемкинские деревни» — какой-то забавный аттракцион, на входе в который к тому же располагался полицейский КПП.

Мы с удивлением узнали, что у нацменьшинства дай существует свой праздник обливания водой — типа нашего Вардавара. Роскошная церемония этого обряда была специально приурочена к нашему приезду и действительно потрясала своим великолепием. Сначала празднично приодетый люд под ритмичную музыку, на ходу танцуя, обходит фонтан с бассейном, а затем все заходят в воду и обливают друг друга. Ничего похожего на наш Вардавар — «бессмысленный и беспощадный»…

… На следующий день мы выписались из гостиницы Цзинхуна и очередным авиарейсом вернулись в областной центр провинции Юннань — г. Куньмин. Отсюда мы добрались до так называемого каменного леса, названного благодаря своей неповторимой красоте и величественности «самым изумительным зрелищем Поднебесной». Причудливые гигантские нагромождения камней действительно впечатляли. Эти естественные скопления различных пород на огромной территории стали следствием мировых геотектонических процессов, в результате которых обнажилась суша, а подводный каменный мир вышел на поверхность. Происходило все это миллионы лет назад. Надо ли говорить, что у китайцев существует своя, более романтическая версия-легенда относительно происхождения этого чуда природы, в основе которой все та же несчастная любовь парня и девушки…

…Тем же вечером мы вылетели в конечный пункт нашего пребывания в Китае, на самый его юг — в г. Хайкоу, являющийся административным центром островной провинции Хайнань, со всех сторон омываемой ласковым и теплым Южно-Китайским морем. Об этом — в следующем репортаже.