А без того же технического перевооружения отечественного промкомплекса основная масса предприятий, работающих еще по довоенным технологиям и выжимающих «последние соки» из изношенных морально и физически основных средств, остановится, если не произвести в них солидные инвестиции, буквально через считанные годы. Между тем copy-right армянского правительства по странной прихоти старательно обходит модернизационные усилия российских властей. Так, при президенте РФ Медведеве эффективно действует комиссия по модернизации, а совсем недавно российский премьер Путин в рамках поддержки малого и среднего бизнеса предложил компенсировать налоговые отчисления высокотехнологичных компаний.
В Армении дело обстоит с точностью до наоборот, то есть власти не только не стимулируют у предпринимателей желание модернизироваться, а стараются, напротив, отбить у них всякое подобное желание. Как же еще можно истолковать действующую у нас систему взимания предоплат по линии налога на прибыль, когда бизнесменов принуждают в самом начале года выплачивать до 75% ожидаемой (?! — А.А.) прибыли, исчисляемой на основе итогов… предыдущего года. То есть те суммы, что могли бы пойти на расширение и техническое оснащение производства, изымаются, будучи… еще не полученными.
Вспомним между тем, что еще в недалеком прошлом налог на прибыль взимался раз в квартал, позволяя налогоплательщику гибко реагировать на рыночные колебания, а в случае направления 65% прибыли на техническое перевооружение предприниматель и вовсе освобождался от уплаты налога на прибыль. Трудно, согласитесь, понять логику действий правительства, которое провозглашает курс на модернизацию страны и одновременно аннулирует даже те немногие имеющиеся механизмы достижения этой цели.
Конечно, нынешнее правительство получило неоднозначное наследство. Но если к периоду правления Роберта Кочаряна у него могут быть претензии в плане слабой диверсификации армянской экономики и порочного баланса внешнеторговой деятельности (серьезное превалирование импорта над экспортом), то грех жаловаться, к примеру, на оставленное наследство в виде низкого соотношения государственного внешнего долга к ВВП (13%), оптимального дефицита бюджета (в последние годы — менее 2%), низкой среднегодовой инфляции (2-4%) при двузначном экономическом росте в 12-13%. Названные плюсы, собственно, и позволили нынешнему правительству в период обострения кризисных явлений в мировом масштабе получить доступ к крупным кредитным ресурсам международных доноров и отдельных стран.
Любое уважающее себя государство обязано защищать экономические интересы страны на национальном и международном уровне, отстаивать их в тех международных структурах, членами которых является и Армения. Однако в этом важнейшем деле наше правительство за истекший период замечено не было. Взять хотя бы историю с аммиаком, который до поры до времени приобретался в соседней Грузии и завозился в Армению по ценам, чуть ли не вдвое выше рыночных. Между тем, во-первых, аммиак — товар биржевой, и его мировая цена известна, а во-вторых, Грузия, как и Армения, является членом ВТО (Всемирная торговая организация. — РЕД.) и обязана подчиняться ее требованиям. Тем не менее государство стыдливо помалкивало, пока за дело не взялся частник. Соответствующий сигнал, направленный в ВТО, позволил быстро решить проблему. А таких проблем, требующих эффективных и оперативных действий на национальном уровне, хоть пруд пруди. Достаточно вспомнить завышенные тарифы на транзит армянских грузов по территории той же Грузии… Между тем при желании и решимости отстаивать свои интересы нужно и возможно. Тем более находясь в неординарных геополитических условиях…
В результате подобной отстраненности о неких прорывных, действительно значимых в национальном масштабе правительственных проектах говорить пока не приходится. Хорошо уже то, что по итогам первых двух месяцев в Армении вновь зарегистрирован экономический рост в 3,1% (при том, что рост промышленности составил 9,4%, а сельского хозяйства — 2,7%), хотя понятно, что этот рост зиждется на низкой базе прошлого года. Вроде бы позитивные тенденции складываются и во внешнеторговой деятельности: по крайней мере впервые за многие годы рост объемов экспорта превысил таковой по импорту (53% против 16%). Увеличиваются налоговые сборы…
Правительство пытается смягчить для населения новый ценовой удар, идущий с рынка энергоносителей. С мая с.г. на 15% будет повышен размер социальных пособий, с ноября на 11% — пенсии. То есть если все это не съест свистопляска цен, то можно будет говорить хотя бы о статус-кво, неухудшении социально-экономического положения примерно 110 тыс. семей, получающих пособия, и 520 тыс. пенсионеров. Опять же не прорыв, а кое-что — всего лишь потуги «удержать плот на плаву». А говорить, вспоминая в следующий раз о правительстве, хотелось бы именно о прорывах и масштабных проектах…