Логотип

ГОСУДАРЕВО ОКО

Управление при правительстве РА по управлению государственным имуществом занимается не только тем, что ясно и из названия, но и разрабатывает, и осуществляет политику приватизации, а также осуществляет функции по ликвидации компаний с госучастием. Наша встреча с начальником указанного управления Карине КИРАКОСЯН преследовала цель, так сказать, прояснить обстановку в зонах ответственности ведомства, а также познакомиться с его "прорывными" проектами на текущий год. Напомним, что подобные программы призваны, согласно правительственной терминологии, "обеспечить экономический рост и развитие": они должны находиться под непосредственным контролем соответствующих глав ведомств, которые к концу года представят по ним обобщенные отчеты…

БЕСПЛАТНО ТОЛЬКО ПТИЧКИ ПОЮТ
Сразу заметим, что в ряду так называемых прорывных проектов управления (и не только этого ведомства) на 2010 год нередко встречаются такие, что представляют собой обычную рутинную работу, которую госорганы должны вести из года в год.

К ПРИМЕРУ, ВРЯД ЛИ КАКОЙ-ЛИБО "ПРОРЫВНЫЙ" ЭФФЕКТ содержится в таком мероприятии, как "обеспечение сбора в госбюджет около 180 млн драмов от аренды госимущества". Тем не менее, чтобы дать представление о динамике этого показателя за последние годы, сообщим, что в 2008 году фактически по этой линии в госказну поступило почти 250 млн драмов вместе со штрафами (вместо предусмотренных 230 млн драмов), в 2009 году — чуть более 236 млн (плановый показатель — 234,5 млн драмов), а в текущем году при плане около 180 млн драмов за первый квартал собрано почти 85 млн драмов.

По сути доходы госбюджета от сдаваемого в аренду госимущества имеют тенденцию к снижению. К.Киракосян объясняет это тем, что сокращается само подлежащее сдаче в аренду госимущество: что-то приватизируется, что-то передается в муниципальную собственность (к примеру, приносившее хороший доход здание по ул. Бюзанда в Ереване, в котором располагается множество хозсубъектов и иных учреждений, недавно передано на баланс столичной мэрии) и т.д.

С другой стороны, в программах управления на этот год, разумеется, имеются и такие, что действительно могут иметь "прорывный" эффект. К примеру, управление разработало и предложило правительству обсудить проект, который послужит основой создания в республике института полномочных представителей государства в коммерческих компаниях с госучастием. Как сказано на веб-сайте ведомства, до конца года предусмотрено решить этот вопрос для 439 подобных компаний, причем с внедрением в них принципов корпоративного управления.

— Цель проекта — наиболее полная защита интересов государства в указанных компаниях, — говорит Карине Киракосян. — До сих пор полномочными представителями государства в них назначались госслужащие, которые эту работу выполняли безвозмездно. Нашим же проектом предусмотрено, что таким представителем государства в компаниях должен быть человек с соответствующей квалификацией, который будет выполнять эту работу в рамках трудового договора. Иными словами, решив вопрос их финансирования, мы сможем приглашать на эту ответственную работу специалистов, а значит, в целом повысится и качество управления коммерческими компаниями с госучастием.

"Прорывным" может стать и намерение в 2010 году — по сути впервые — осуществить приватизацию 6 компаний посредством фондовой биржи. Это ЗАО "Ендеркабан" и "Атомсервис" Министерства энергетики и природных ресурсов, ЗАО "Ереванский водоснабженческий участок" Министерства транспорта и связи, ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт" Министерства градостроительства, ЗАО "Капутак" и "Дом отдыха Нарек" Управления по управлению госимуществом. Фондовая биржа сама отобрала именно названные компании, и теперь управлению предстоит их оценить, а фондовым брокерам — разместить на рынке (продать) акции этих госкомпаний.

ЦИРК, ВОЗМОЖНО, ПРИЕХАЛ…
Тем не менее, пожалуй, на данном этапе не "прорывным", а просто главным делом, основной функцией управления продолжает оставаться осуществление контроля над исполнением приватизированными компаниями их договорных обязательств. Так, в этом году приватизированные компании должны суммарно обеспечить инвестиции в размере более 1,4 млрд драмов, 10,1 млн долларов, а также создать 1165 рабочих мест. Каким же образом управление осуществляет контроль над этими процессами?

ПО СЛОВАМ К.КИРАКОСЯН, ИХ КОНТРОЛЬ НОСИТ ДОКУМЕНТАРНЫЙ ХАРАКТЕР, то есть управление в плане контроля за инвестициями сверяется с балансовыми данными и иными официальными отчетами компаний, которые те представляют в налоговые органы. В управлении понимают, что к неисполнению договорных обязательств компаниями могут привести и объективные обстоятельства (к примеру, глобальный кризис, неблагоприятное изменение рыночной конъюнктуры). Так что изменение условий договора в принципе возможно. Однако происходит это довольно редко: в основном обращения управления в суд с иском против неисполняющих договорные обязательства компаний удовлетворяются, на компании налагаются штрафы. А неспособность компаний выполнить свои обязательства, отягощенные еще и штрафом, может привести к их банкротству и ликвидации. Поэтому более предпочтительным является продажа объектов, так сказать, более эффективному собственнику. Любопытно, что национализация приватизированных предприятий нашим законодательством вообще не предусмотрена…

К примеру, переданный по конкурсу в частные руки в 2006 году Государственный цирк ряд своих инвестиционных обязательств выполнил — в частности, создал передвижной цирк-манеж. Однако относительно обязательств 3-го этапа существуют определенные проблемы, и, если к началу июля этого года суммарные инвестиции собственника окажутся меньше 150 млн драмов, управление обязано подать в суд.

Другая история с ЗАО "Гостиничный комплекс "Двин", который в 2004 году путем прямой продажи за 100 тыс. долларов перешел к ЗАО "Кавказская коммуникационная группа". Последняя обязалась вложить в "Двин" $7 млн. Однако компания затруднялась со своевременным выполнением своих инвестиционных обязательств, будучи обремененной судебными тяжбами с порядка 300 своих работников, подавших иски с требованием выплаты зарплаты. В связи с этим правительство сочло возможным продлить в феврале с.г. срок исполнения обязательств собственника до последнего дня текущего года. Тем более что компания предложила подготовить новый проект реконструкции гостиницы.

Кстати, в тот же день истекает срок выполнения обязательств у собственника находящейся в центре столицы гостиницы "Ширак" (приватизирована опять же путем прямой продажи за полмиллиона долларов в 2001 году, договор изменен в 2005 году), обязавшейся вложить в объект инвестиции в размере $100 тысяч, а также обеспечить 51 рабочее место со средней месячной зарплатой в 50 тыс. драмов…

ПОГОРЯЧИВШИЕСЯ…
По словам г-жи Киракосян, бывают случаи, когда претендент на приватизируемый объект с целью выставить себя и свои возможности как можно в более выгодном свете принимает на себя нереальные, невыполнимые обязательства. Какой-либо государственной экспертизы в подобных случаях не проводится, так что по истечении определенного срока собственник запутывается в собственных же обязательствах и оказывается в тяжелых обстоятельствах. Как пример начальник управления называет Саснашенский станкостроительный завод (Арагацотн), собственник которого в свое время сильно погорячился и обещал за 3 года создать на предприятии… тысячу рабочих мест. И это в селе, где, наверное, даже не наберется такого количества совершеннолетних жителей. Из недобросовестных собственников начальник управления указывает также на ЗАО "Нефтепродукт Дзорагета".

ОДНАКО ИМЕЮТСЯ И ПРИМЕРЫ ОБРАТНОГО ПОРЯДКА, когда собственник даже перевыполняет, причем иногда весьма существенно, принятые на себя обязательства. Так, Дилижанское грузо-пассажирское автотранспортное предприятие вместо обязательств вложить в него на протяжении 3-го года после приватизации 14 млн драмов и обеспечить работой 240 человек произвело инвестиции в размере около 41,4 млн драмов (втрое больше!) и обеспечило 603 рабочих места (в 2,5 раза больше). В приватизированное со стороны ЗАО "Эй-Си-Пи", располагающееся в лорийском селе Маргаовит предприятие "ГЕО Гугарка" на 3-м году должно было быть вложено 20 млн драмов (по факту — 22,5 млн драмов), работой должны были быть обеспечены 250 человек со среднемесячной зарплатой в 50 тыс. драмов ( фактически же там работают 266 человек с зарплатой почти 79 тыс. драмов). В больницу для взрослых медцентра "Святая Богоматерь" вместо обязательства вложить 45 млн драмов фактически инвестировано более 61,3 млн драмов. Среди "передовиков капиталистического труда" отметим также аштаракское ОАО "Комета-1" и изъятое из состава Государственного музея природы Армении здание гукасаванского (Арарат) отделения.

В целом же выполнение перед государством договорных обязательств со стороны собственников приватизированных предприятий в Армении находится на вполне удовлетворительном уровне. Так, в 2007 году из 79 собственников, имеющих договорные обязательства, выполнили их 64 (81%), в 2008-м из 85 субъектов добросовестными оказались 74 (87%), а в прошлом году из 62 — 46 (74%). Такие вот дела…