КУБОМЕТРЫ СОМНЕНИЙ И КИЛОВАТТЫ НАДЕЖДЫ
Тема тарифов на энергоносители продолжает оставаться одной из самых злободневных для Армении. И это понятно: регулярно возрастающие расходы на оплату газа, тепла и электроэнергии все больше опустошают карманы физических потребителей, а также создают угрозу для стабильного функционирования промышленного комплекса страны…
Взять тот же "Наирит". В советское время крупнейшее стратегическое предприятие платило за газ, пар и электричество по льготным тарифам. Сегодня совсем иная картина. Как результат — завод простаивает в последние месяцы из-за неспособности выплатить немалые долги. И это при том, что 90% акций предприятия фактически принадлежат российской стороне (Межгосбанк). А ведь снабжение российского предприятия (пусть даже функционирующего на чужой территории), коим на сегодня выступает "Наирит", могло бы осуществляться по внутрироссийским же ценам на газ! Как нам представляется, без решения проблемы тарифов на энергоносители "Наирит" не поднять — при любом менеджменте…
Известно, что Украина с Беларусью, в принципе только сейчас готовые допустить участие в своих газотранспортных системах российского "Газпрома", стремятся взамен выторговать для себя наиболее выгодные условия, в том числе и получение российского голубого топлива по внутрироссийским ценам. Мы же в свое время не моргнув глазом передали в собственность россиян львиную долю своей газотранспортной системы и даже боимся заикнуться об этом. Но ведь продажа газа Россией по сути своим же предприятиям по внутренним российским ценам выглядит более чем логично. А когда нам говорят, что российский собственник газотранспортной системы республики не получает дивиденды, то возражением служит хотя бы тот факт, что взамен капитализация соответствующего (повторимся, по сути российского) предприятия за относительно короткий промежуток времени удвоилась и достигла внушительной величины. Вот почему возникает закономерный вопрос: а так ли уж дешево обходится Армении российский газ, как нам об этом твердят?..
Вообще в энергетике Армении существует множество "белых пятен" — если не сказать, сомнительных схем. Возьмем известную бартерную схему обмена иранского газа на армянскую электроэнергию в соотношении 1 кубометр на 3 кВт/ч. Лицензию на получение иранского голубого топлива и поставку обратно в эту страну генерируемой из него электроэнергии получила Ереванская ТЭЦ, на которой в апреле с.г. был сдан в эксплуатацию новый энергоблок, работающий по комбинированному теплогазовому циклу.
Недавно мы ознакомились с решением КРОУ (Комиссия по регулированию общественных услуг РА) N 195А от 20 апреля с.г. (вступило в силу с 20 мая с.г.) относительно тарифов на электроэнергию, отпускаемую с названного нового энергоблока, где черным по белому написано: "Установить ставку отпускаемой электроэнергии в размере… (многоточие наше. — А.А.) 2,811 драма за 1 кВт/ч (вместе с НДС — 3,373 драма)". Кстати, как нам сообщил эксперт Ассоциации потребителей Армении Акоп Гарабекян, об этом заседании, вопреки обычной практике, не было заранее оповещено на сайте КРОУ, что является прямым нарушением закона о комиссии в части обеспечения прозрачности в ее деятельности. Кроме того, поскольку файла обоснования столь фантастически низкого тарифа на сайте КРОУ обнаружить не удалось, мы обратились в указанное ведомство за разъяснениями.
Ответ гласил: "Сооруженный и работающий по комбинированному теплогазовому циклу новый блок ЗАО "Ереванская ТЭЦ" действует в рамках соглашения (газ в обмен на электроэнергию), заключенного между РА и ИРИ. Энергоблок имеет достаточно высокие показатели эффективности; и после выполнения обязательств, предусмотренных вышеуказанным соглашением, появляется возможность реализации на внутреннем рынке порядка 40% электроэнергии, выработанной на новом блоке. То есть в тарифе на электроэнергию отсутствует топливная составляющая, в результате чего и получается такой низкий тариф, который, кстати, является только ставкой за электроэнергию: имеется также ежемесячный платеж за мощность — 891,3 драма/кВт (без НДС), а расчетный одноставочный тариф на поставку электроэнергии составляет 6,193 драма/кВт-ч (без НДС)". При этом из КРОУ нам сообщили, что оптовая цена на электроэнергию составляет 10,195 драма/кВт-ч (без НДС) — цифра, которую нам не удалось обнаружить ни в одном нормативном акте.
Вроде бы причина низкого тарифа объяснена, однако все равно концы с концами не сходятся. Так, известно, что еще до сдачи в эксплуатацию нового блока Ер.ТЭЦ названная бартерная схема уже была задействована, в результате чего в прошлом году Армения получила из Ирана 180,5 млн кубометров газа, взамен поставив электроэнергию. Закавыка в том, что, как утверждают сведущие люди, на старом оборудовании Ер.ТЭЦ невозможно получить из 1 кубометра газа 3 кВт/ч электроэнергии, не говоря уже о том, чтобы "вписаться" в немалые эксплуатационные расходы, выплачивать зарплату и т.д. Каким же в таком случае макаром была осуществлена в прошлом году указанная схема? Себе в убыток? Кстати, по логике в себестоимость электроэнергии нового блока должны были быть вписаны и амортизационные расходы, однако они нулевые, то есть бремя возврата кредита ложится не на станцию, а на госбюджет. Логично предположить, что Ер.ТЭЦ "нелегально" была из этой схемы исключена: в Иран была поставлена дешевая гидроэлектроэнергия (к примеру, с государственного Воротанского каскада ГЭС), а иранский газ вместе с прибылью ушел… в коммерческую структуру.
Дальше — больше. Эксперты серьезно сомневаются в том, что и при новом блоке указанная схема выглядит рентабельно. Таким образом, установленный для него со стороны КРОУ тариф, простите, ни в какие ворота не лезет. Кстати, по нашим сведениям, новый блок Ер.ТЭЦ, торжественное открытие которого состоялось 20 апреля с.г., пока не действует. Энергочиновники объясняют это наличием крупных запасов воды и, соответственно, возможностью генерации намного более дешевой гидроэлектроэнергии, так что смысла в работе нового энергоблока Ер.ТЭЦ нет. Но в таком случае возникает другой любопытный вопрос: куда уходит поставляемый в республику иранский газ и, главное, по какой цене, ведь для него вообще не установлен тариф, поскольку он должен был использоваться исключительно в бартерной схеме?
Со стороны КРОУ установлена также закупочная цена для электроэнергии с Разданской ТЭС в размере 32 драма за 1 кВт/ч — при себестоимости электроэнергии, производимой даже на самом экономичном 5-м блоке (он будет сдан в ближайшее время), не ниже 40 драмов/кВт-ч. А с учетом того, что с 1 апреля будущего года нас ждет очередное повышение цен на российский газ, на котором в том числе будет работать и 5-й энергоблок, себестоимость произведенной на Разданской ТЭС электроэнергии поднимется еще более существенно. Мы надеемся, что хотя бы тогда наши ответственные за энергетику лица всерьез попытаются рационально "встроить" в энергосистему Армении газ из расположенного под боком Ирана.
Пока же чиновники даже опасаются интересоваться ценой иранского газа: а вдруг выяснится, что он может обойтись нам существенно дешевле российского голубого топлива?! Политика, знаете ли. А экономическая целесообразность, насущные интересы собственного населения и национальной индустрии — неужели это менее важно для наших правителей? Если Россия не готова поставлять по своим внутренним ценам газ даже для своих собственных предприятий на территории нашей республики, то надо искать другие способы минимизировать потери. Почему, в частности, наши чиновники даже отказываются обсуждать вопрос использования иранского газа для ближнего к этой стране армянского Мегри? В любом случае нам известно, к примеру, что иранский газ будет экспортироваться в Пакистан и Индию, причем по трубе длиной в 3 тыс. км, которую еще только предстоит протянуть. Известна и предварительная цена этого иранского газа — всего $180 за 1000 кубов. В свое время эта цена, конечно, может быть повышена, но ведь и цена российского метана на месте не стоит…
Как бы то ни было, все наши надежды связаны с экспортом электроэнергии в соседние страны. Однако Азербайджан в этих надеждах не значится, Иран берет электроэнергию только в обмен на свой газ, а Грузия не только не берет армянскую электроэнергию, но даже умудрилась в прошлом году поставить нам свою. Остается только Турция, однако себестоимость электроэнергии, выработанной на наших ТЭЦ, оставляет возможным турецким операторам весьма низкую маржу прибыли, так что еще большой вопрос, помимо чисто политического, согласятся ли в соседней стране работать на таких экономических условиях.
Но если наши ТЭЦ лишаются перспектив работы на экспорт, то вообще становится непонятно, куда их девать. Завтра с вводом в эксплуатацию того же 5-го энергоблока Разданской ТЭС ее российские хозяева потребуют обеспечить загрузку мощностей, чтобы оправдать свои капиталовложения. И куда нам послезавтра пристраивать новый блок АЭС с его 1000 МВт, если с уже имеющимися тепловыми станциями мы вылезаем в избыток? При том, что в стране имеются еще дешевые гидроресурсы (оптовая закупочная цена на генерируемую на ГЭС электроэнергию составляет всего 1,2 драма за 1 кВт/ч) — невелика по сравнению с теплоэлектростанциями и цена атомной электроэнергии (4,5 драма за кВт/ч)…
В настоящее время в Армении образована рабочая группа по подготовке концепции энергетической безопасности страны. Думается, все эти и многие другие вопросы должны быть серьезно обсуждены, а Министерству энергетики и природных ресурсов РА давно пора организовать серию круглых столов с широким привлечением экспертного сообщества и СМИ и в целом действовать более открыто…