Логотип

АЛМАЗНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА, ПРИ КОТОРОЙ В ОТРАСЛИ БУМ, А РАБОТНИКИ ИЗ НЕЕ УХОДЯТ

…Очередная побывка в Армении знакомого алмазогранильщика Геворка Даллакяна из некогда "бриллиантовой столицы" республики Нор-Ачина на сей раз затянулась. Он и раньше наведывался на родину из африканской Намибии, куда из-за отсутствия работы регулярно отправляется в составе группы армянских гранильщиков для работы на тамошнем алмазоперерабатывающем предприятии, но в этот раз возникли проблемы с получением въездной визы.

АФРИКАНСКИЙ ШЛАГБАУМ

Как выяснилось из разговора с ним, в Намибии, не в пример нам, умеют защищать интересы не только госбюджета, но и своего населения. Дело в том, что на иностранных предприятиях этой страны строго контролируется положение закона, согласно которому количество приглашенной рабочей силы (включая даже директора и топ-менеджмент) не должно превышать на каждом конкретном предприятии четверть от общей численности всего персонала.

НА ПРЕДПРИЯТИИ, ГДЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РАБОТАЛ ГЕВОРК, эти пропорции оказались нарушены. И как результат — пограничный шлагбаум перед ним и его друзьями из Армении тут же был опущен. Теперь американские (читай: еврейские. — А.А.) владельцы намибийского предприятия раздумывают о привлечении и обучении гранильному делу дополнительного числа работников из местных с тем, чтобы получить возможность набрать и ввезти в страну также проверенную и умелую рабсилу из-за рубежа.

Геворк очень привязан к своей семье, в которой у него растут мальчик и две чудесные дочурки. И если бы в Армении в сфере алмазообработки открылись новые рабочие места, он, ничуть не раздумывая, навсегда забыл бы о далекой и чуждой Африке, работая на родине, поближе к семье. Однако некогда блиставшая, но вот уже много лет находящаяся в депрессии алмазогранильная отрасль Армении признаков жизни практически не подает.

РОСТ ЭКСПОРТА НА… 560%?!

Между тем не иначе как сенсацией можно назвать недавно представленные общественности данные таможенной службы республики, согласно которым Армения в 2010 году экспортировала 477 тыс. карат бриллиантов, что в 5,6 раза (?! — А.А.) больше, чем в предыдущем. Импорт же необработанных алмазов за тот же период составил целых 649 тыс. карат, что в 3,2 раза больше, чем в 2009 году.

ОДНАКО НЕПОНЯТНО, ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГНУТЫ ПОДОБНЫЕ "БЕШЕНЫЕ" ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА: неужто вдали от общественных глаз сфера тихо-смирно развивалась, к настоящему моменту явив на свет невиданный взлет? Но ведь алмазогранильные предприятия республики по большей части по-прежнему стоят либо в лучшем случае работают на незначительных мощностях. К гигантскому для этой сферы "Шогакну" (г.Нор-Ачин) никто, окромя сторожей, и близко не подходит, "Лори" (Нор-Гехи) функционирует не более чем на десятую часть своих возможностей, слабое движение зарегистрировано на "Андранике", а о других и вовсе ничего не слышно.

Правда, как сообщил корр. "ГА" председатель Совета директоров столичного (квартал Киликия) алмазогранильного предприятия "Ди-Си-Эй" (DCA — Diamond Company of Armenia), депутат парламента Гагик Абрамян, на арендных началах у него работает индийская компания Firestone, которая одна завезла в республику сырья более чем на $10 млн. Но ведь речь в стоимостном выражении идет о сумме на порядок больше, так что одним индийцам обеспечить подобный рост отрасли явно не под силу.

В СЕТЯХ "АЛМАЗНОГО МУСОРА"

Все разговоры и перспективы, связанные с поставкой в Армению российского алмазного сырья, пока ни к чему не привели. Хотя, как сообщил недавно министр экономики Тигран Давтян, переговоры, в том числе с компанией "АлРоСа" ("Алмазы России-Саха"), продолжаются. Но как же все-таки быть с представленной поистине ошеломляющей статистикой, зарегистрированной на таможенных границах Армении?

ДУМАЕТСЯ, РАЗГАДКА ПАРАДОКСА ЛЕЖИТ НЕ В ОБЪЕМАХ КАРАТОВ, А В ИХ ЦЕНЕ. К примеру, при экспорте бриллиантов в прошлом году, как уже указывалось, в 5,6 раза больше, чем в предыдущем году, их суммарная таможенная стоимость при этом возросла всего в полтора раза — с $61,5 млн до $92 млн. Примерно в те же 1,5 раза выросла таможенная стоимость импортированных алмазов — с $68 млн в 2009 году до $95 млн в прошлом.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что в страну в больших количествах завозится "мусор" (по профессиональной терминологии алмазных предпринимателей — "индийский товар") — алмазы низкого качества и, соответственно, низкой стоимости, за счет чего и обеспечивается столь грандиозный валовой рост отрасли. И радоваться этому особо не стоит, ведь при таком, с позволения сказать, буме добавленная стоимость продукции мизерна, сообразно и увеличение бюджетных поступлений крайне невелико.

Кстати, свидетельством сказанного являются и наши сведения относительно того, что немногочисленные работающие алмазогранильные предприятия переводят своих работников на сдельную оплату труда, что при низком качестве алмазов последним чрезвычайно невыгодно, так как над каждым "камушком" можно провозиться целый день, а в конце месяца выработка и, соответственно, сдельная зарплата будут больше напоминать "слезы". С нашей стороны также зарегистрированы случаи ухода работников с гранильных предприятий из-за "похудевшей" зарплаты. И это при безработице! Согласитесь, все это как-то плохо вяжется с "расцветом" отрасли…