Необходима новая идеология в отношении наших природных ресурсов. Профессор Степан БАБАЯН уверен, что трезвый и профессиональный подход принципиально изменит существующее положение дел в нескольких отраслях.
— Совершенно очевидно, что беспрецедентный экономический спад в Армении в 2009 году был обусловлен не столько объективными причинами, вызванными глобальным кризисом, сколько бездарной и недальновидной промышленной политикой (с тех пор как она вообще начала проводиться) последних полутора десятков лет. К примеру, отрасль, основанная на глубокой переработке природных ресурсов в конкурентоспособные на мировом рынке целевые продукты, усилиями (либо просто бездействием) некомпетентных чиновников и бездарных специалистов низведена на уровень простого поставщика в основном лишь медного и молибденового концентратов. Между тем, по моим самым пессимистическим расчетам, суммарный потенциал армянских недр по трем категориям сырья — рудное, нерудное и стройматериалы — составляет порядка $120 млрд…
В этом убежден доктор химических наук, профессор Степан Бабаян, которого трудно заподозрить в некой отстраненности от реалий, увлеченности "чистой" наукой, поскольку помимо руководства многие годы ереванским отделением (далее — филиалом) Всесоюзного НИИ химических реактивов и специальных чистых веществ он впоследствии работал также директором учреждения химических технологий Министерства промышленности и торговли РА, начальником управлений — развития технологий, а далее неметаллических веществ и стройматериалов — и советником 1-го заместителя министра того же министерства, а с 2002 года — начальником отдела, председателем научно-технического совета ЗАО СП "Международный бизнес-центр" (напомним, что в этот холдинг входят несколько промышленных предприятий и один из ведущих банков Армении — "Ардшининвестбанк").
— Территория Армении в геологическом аспекте представляет собой редкое в мировом масштабе явление, ибо на малой, менее 30 тыс. кв.км площади, словно по какому-то повелению в незапамятные времена выборочно сформировались совершенно уникальные по видам и запасам полезные ископаемые, о владении которыми могут только мечтать многие развитые страны с территорией, в десятки раз превышающей нашу, — говорит Степан Григорьевич. — Причем уникальность природных ресурсов Армении заключается также в их абсолютной полезности, то есть отсутствуют какие-либо балластовые проявления. Несомненно, что такой огромный потенциал невозможно эффективно задействовать в планах экономического развития страны только на основе нынешнего примитивного представления и отношения к недрам как к сырьевому придатку. Хотя и с большим опозданием, но сегодня имеется настоятельная необходимость формирования новых подходов и мышления в отношении наших природных ресурсов, если хотите — новой идеологии, основанной на принципе глубокой (облагораживающей) многостадийной комплексной переработки природного сырья и получения конъюнктурных на мировом рынке продуктов с высокой добавленной стоимостью…
В качестве такой новой идеологии ученый предлагает создать первую в истории Армении национальную программу экономического развития на базе природных ресурсов на период 2011-2015 и до 2020гг., тезисы которой он сам же и составил. (От себя добавим, что эта программа могла бы стать важнейшим компонентом Концепции экспортоориентированной промышленной политики, над которой ныне ломают голову в Министерстве экономики РА, поскольку львиная доля перерабатываемых природных ресурсов страны будет иметь именно экспортную нацеленность). По мнению С.Бабаяна, несмотря на большой объем подготовительных работ и самой программы, она не затратная, так как для ее разработки потребуются порядка $120-150 тысяч, 8-10 профессионалов (из коих половина не на постоянной основе) и 12-14 месяцев срока.
Кстати, профессор полагает, что согласие академика Абела Аганбегяна стать научным руководителем или консультантом программы выступит серьезным фактором успешной ее реализации. Тем более что аналогичная программа — безусловно, более масштабная по всем параметрам и грандиозная по значимости, — направленная на экономическое развитие основных регионов Сибири, в свое время была выполнена группой специалистов Сибирского отделения Академии наук СССР как раз во главе с Абелом Гезевичем.
На какие же вопросы должна ответить упомянутая программа? Согласно тезисам С.Бабаяна, в ней должны быть отражены "локомотивные" функции и прорывные направления горнодобывающей и металлургической промышленности в плане развития также сопричастных отраслей, допустимые меры государственного протекционизма в отношении импортной продукции (тарифы и пошлины, стандарты), новые правила игры, трансфер новых технологий, а также равномерное территориальное развитие страны — с преодолением высокой миграции и закреплением трудовых резервов в местах их постоянного проживания.
В частности, что касается нерудного сырья, то недра Армении содержат действительно уникальный по качеству, количеству и ассортименту набор полезных ископаемых, причем не отдельные их проявления, как это имеет место во многих странах, а именно промышленные запасы, исчисляемые десятками и сотнями миллионов тонн по каждому виду сырья. По качественным оценкам С.Бабаяна, основанным на объемах реализации основных продуктов переработки нерудного сырья только 6 наименований (диатомиты, перлиты, бентониты, природные цеолиты, кварциты и нефелиновые сиениты как сырье для керамической промышленности), опубликованным в экономических обзорах, суммарный потенциал нерудного сырья недр Армении составляет $75-80 млрд.
Ежегодная мировая добыча природных цеолитов к началу 2000 года составила в США и Японии — по 1,5 млн тонн, в Европе — 0,5 млн тонн. На основе этого природного сырья синтезируются 28 типов базовых продуктов различного целевого назначения стоимостью $50-100 за тонну сырья и $500-600 за тонну переработанного (модифицированного) продукта. Между тем в Армении соответствующие месторождения до настоящего времени в промышленных масштабах даже и не начинали эксплуатироваться… Ежегодная мировая добыча бентонитов — более 11,2 млн тонн. Стоимость сырья колеблется в пределах $27-44 за тонну, но, будучи франкционированным либо прокаленным, оно стоит уже $120-180, а обработанный для использования в качестве фильтров и осветления вин и соков бентонит и вовсе реализуется по цене $400-500 за тонну. В Армении в 1980-х годах добывалось до 500-550 тыс. тонн в год при разведанных запасах в 57 млн тонн (Саригюхское месторождение в Иджеване).
В Армении выявлено более десятка месторождений перлитовых пород с совокупными балансовыми запасами свыше 188 млн кубометров при мировой добыче в 2,3 млн тонн в год. Сырой перлит на международном рынке реализуется по цене $25-30 за тонну, а вспученный (гранулированный) — в диапазоне $200-510. Известно более 150 направлений, где с большим эффектом используются изделия и материалы из вспученного перлита. До 1990 года ежегодная добыча перлитовой породы только на Арагацском месторождении составляла около 500-550 тыс. кубометров в год, а в настоящее время с большой натяжкой можно говорить разве что о символической эксплуатации одного месторождения.
Общие запасы базальтового сырья в Армении составляют 436414 тыс. кубометров. Традиционная область использования базальтовой продукции — стройиндустрия. Вместе с тем за последнее 10-летие в ведущих странах мира интенсивно стало развиваться новое направление, связанное с производством изделий из плавленого базальта — минеральной (базальтовой) ваты, штапельного волокна, базальтового ровинга. Эти продукты используются для производства композиционных материалов и композитов, применяемых во всех фундаментальных отраслях экономики и в особенности в оборонных отраслях. Между тем в Армении основная и принципиальная часть этой тематики — производство базальтовой ваты, штапельного волокна и ровинга в опытно-промышленных условиях — была решена еще в начале 1980-х годов (НИИ "Камень и силикаты", Севанский завод стеклоизоляционных материалов).
И наконец, несколько слов о стройматериалах. Армения владеет абсолютно полным ассортиментом — по качеству и количеству — сырьевых материалов, позволяющих организовать производство и массовый выпуск любого вида строительных изделий. Вместе с тем отсутствие сквозных наземных коммуникаций и высокие транспортные издержки, особенно на территории Грузии, являются основными сдерживающими факторами широкомасштабного прорыва поставок сырьевых стройматериалов и изделий на их основе к узловым международным транспортным развязкам, так как для получения существенного экономического эффекта необходимы достаточно большие объемы их экспорта, обеспечивающие приемлемые размеры рентабельности. К примеру, перлитовое сырье, поставляемое в Россию из Греции и Турции, несмотря на его худшее качество по сравнению с арагацским сырьем, более конкурентоспособно на российском рынке, поскольку доставляется туда самым дешевым транспортом — морским. Вот почему в национальной программе необходимо будет выполнить сравнительный анализ действующих и перспективных транспортных коммуникаций с выдачей рекомендаций по выбору оптимального пути выхода армянских товаров на внешние рынки.
