"Хулиганство" противопоказано
Пронесшийся над Арменией глобальный экономический кризис, обнаживший язвы отечественной экономики, спровоцировал новый "раунд" общественной дискуссии о путях развития армянской экономики и роли государства в этом. Дозволено ли государству ограничивать свою экономическую политику в основном контролем за несколькими макропараметрами и все ли возможное делается властями страны в целях поддержки и развития экономики Армении? — таков общий круг вопросов, за ответами на которые мы обратились в Министерство экономики РА.
— ДЛЯ ТАКОЙ СТРАНЫ, КАК НАША, — МАЛЕНЬКОЙ ПО ТЕРРИТОРИИ И СКРОМНОЙ по ресурсам, лишенной выхода к морю, находящейся преимущественно во враждебном окружении, — недопустимы, так сказать, резкие и непродуманные до мельчайших деталей движения, — убежден министр экономики Тигран ДАВТЯН. — В условиях малоемкого рынка со слабой институциональной базой без обеспечения макроэкономической стабильности говорить о развитии экономики попросту бессмысленно. Мы вынуждены проводить очень осторожную, взвешенную политику, не позволяя себе, скажем так, "хулиганить", поскольку нарушение макроэкономической стабильности приведет к настоящему кошмару — неуправляемым и непредсказуемым процессам в экономике. Мы не можем себе позволить то, что иногда позволяют себе другие страны с крупной экономикой и огромными ресурсами. К примеру, США всегда могут запустить свой печатный станок, Греция с Италией обладают огромным национальным богатством, и даже Беларусь, приватизировав часть госсобственности, способна резко наполнить свой бюджет и выправить перекосы в экономике (в Армении по большому счету продавать уже нечего). Вот почему Армения по своим макропоказателям чуть ли не лучшая в ЕС.
Государство не враг своей экономике и хотело бы больше ей содействовать, однако эти желания приходится соизмерять с возможностями. А вот последних-то, судя по словам министра, кот наплакал. Государство в лице Комитета по госдоходам вряд ли сможет в ближайшие годы качественно нарастить доходы в бюджет. Брать в долг сегодня следует с большой осторожностью, так как в целях противодействия мировому кризису государственный внешний долг за короткое время и без того вырос с 17% до 44% ВВП РА (кстати, только 30% из них — обязательства государства, остальные 14% — Центрального банка РА). Почти вся доходная часть госбюджета "съедается" социальными обязательствами государства — преимущественно пенсиями плюс расходы на образование и здравоохранение. Гораздо меньше средств выделяется на сохранение госаппарата и оборонку. Никаких шальных доходов типа нефтедолларов госбюджет не имеет. При этом в настоящий момент дефицит госбюджета составляет 146 млрд драмов. Что же касается частных трансфертов, которые составляют 15% ВВП РА или международных кредитов ВБ и МВФ (10-12% госбюджета), то это, конечно, существенные цифры, но далеко не полные величины, на которых держится экономика Армении.
Вот и получается, что даже при большом желании государство не в состоянии выделять из бюджета какие-то значительные средства на развитие экономики. Их просто нет. А все, что в этом плане предлагается оппонентами, сводится к одному — дай денег! Министр экономики хотел бы услышать о каких-то мерах господдержки, которые не реализуются, но они должны быть… нефискального характера. "ГА" со своей стороны предлагает министерству подумать над резким увеличением налога на имущество для неработающих предприятий и/или ввести налог на роскошь, что никаких расходов не потребует, напротив, способно существенно повысить доходную часть госбюджета. Эта мера вынудит неэффективных собственников либо задействовать предприятия (которые закрыты и, кажется, оставлены в наследство подрастающим детям и внукам таких собственников), либо вывести их на продажу на вторичный рынок. О значительном социальном эффекте такого шага говорить не приходится: во всяком случае "ГА" только в этом году посвятил этой теме дюжину публикаций.
На микроуровне: "можно — только осторожно"
С другой стороны, нельзя сказать, что государство ничего не делает на микроуровне. По словам Тиграна Давтяна, в целях поддержки экономики используется, опять же очень осторожно, ограниченное количество инструментов. Да и то не от хорошей жизни, поскольку, как считает министр, при этом возникают риски задеть ту самую макроэкономическую стабильность и "на выходе" получить перекошенное, с "флюсами" и дисбалансами экономическое поле. В качестве такой меры он приводит в пример программу создания СЭЗ на прилегающей к аэропорту "Звартноц" территории.
НАПОМНИМ, ЧТО БУКВАЛЬНО НЕДАВНО, В МАЕ, В РАМКАХ УКАЗАННОЙ ПРОГРАММЫ на территории аэропорта был сдан в эксплуатацию холодильный комплекс, который занимает площадь в 2200 кв. метров и содержит в себе общую емкость около 540 тонн. Инвестиции в рамках программы составили $6 млн. (Кстати, в прошлом году в отношении холодильников производственного назначения была установлена нулевая ставка таможенной пошлины. — А.А.) А уже в июле между Минэкономики РА и компанией "Корпорасион Америка СА" было подписано соглашение о сотрудничестве, в котором указаны рамки предстоящих в направлении задействования СЭЗ работ и направления сотрудничества. Так вот: министр даже эту программу считает вынужденной, "не от хорошей жизни" (наверное, не случайно, что против нее выступает и МВФ), так как по сути создается офшор, который, как и любой другой офшор, содержит риск формирования предпринимательского неравенства.
То же самое можно сказать и о немногочисленных и осторожных программах содействия реальному сектору экономики. Так, принятыми в 2009 году поправками в Закон РА "Об НДС" при превышении вложенными инвестициями порога в 300 млн драмов выплата соответствующей компанией НДС на ввезенные товары откладывается сроком до 3-х лет. За прошедшее время этой льготой с разрешения правительства уже воспользовались 18 инвестпрограмм 17-ти компаний. Ожидаемые суммарные инвестиции составляют примерно 73,6 млрд драмов, а отложенная часть по НДС — 14,7 млрд. За счет этих инвестиций будет создано 1728 новых рабочих мест (к настоящему моменту 1461 рабочее место уже создано).
Как сказал в беседе с корр. "ГА" начальник управления промышленности Минэкономики РА Айк МИРЗОЯН, для работающих по толлингу (в основном речь идет о легпроме. — Ред.) компаний решена проблема продления на срок более одного года ввозимого в таможенном режиме "временный импорт" оборудования. Благодаря этому инструменту от таможенных выплат и НДС освобождены ввезенные товары общей таможенной стоимостью в 2 млрд драмов, а на соответствующих предприятиях обеспечено порядка 1100 рабочих мест.
Бон джорно, Италия!
Вообще, как нам сказал А.Мирзоян, в последнее время легпром в Армении явно оживился. Правительство уже утвердило график мероприятий, направленных на решение проблем легпрома. Тем более что нынешняя геополитическая и геоэкономическая ситуации благоприятны для возрождения и развития этой важной в плане массового создания рабочих мест отрасли.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИМЕЮТСЯ В ВИДУ СОБЫТИЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ, где традиционно располагается множество итальянских текстильных предприятий, часть которых сегодня вполне возможно перетянуть в Армению. Некоторые программы в пилотном режиме уже стартовали: в частности, в самое ближайшее время благодаря партнерству с итальянской La Perla в Чаренцаване возобновит свою деятельность предприятие "Холани". А в октябре с.г. в Ереване пройдет крупный международный форум текстильной промышленности, на который приглашен целый ряд итальянских компаний. Сейчас готовится каталог мероприятия, в котором помимо всего прочего будут указаны имеющиеся в Армении производственные мощности и соответственно инвестиционные возможности.
Кроме того, государство в последнее время — видимо, именно как выводы, сделанные из уроков мирового кризиса — развернуло довольно активную деятельность по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата в стране. Это именно то, что почти не требует никаких дополнительных расходов, зато их эффект может оказаться намного выше фискальных мероприятий. Не вдаваясь в детали, просто пройдемся по этим реформам. "Одно окно" в госрегистре, ликвидация требования печати, сокращение сроков ликвидации компаний, создание "горячих линий" в структурах по поддержке бизнеса, электронные формы регистрации и отчетности, сокращение периодичности предоставления отчетов, улучшение и упрощение различных бизнес-режимов и т.д. К примеру, подлежащие лицензированию виды деятельности были сокращены с 169 до 96. К этому добавляются реформы инспекционной системы, которые в настоящее время стартовали в пожарной, гигиенической и противоэпидемиологической, по защите прав потребителей инспекциях.
Одновременно государство работает в направлении подписания соглашения о свободной торговле с ЕС, которое откроет перед армянским экспортом емкий рынок европейских стран. И, наконец, в 2010 году правительство одобрило 10-летнюю стратегию реформ инфраструктур качества, направленную преимущественно на защиту прав потребителей. Реформы национальной системы качества будут протекать в 5-ти основных направлениях — метрологии, стандартизации, оценки сертификации соответствия, техническом регламентировании и контроля рынка.
