Логотип

«МИНИ-МАРШАЛЛ» ДЛЯ ИНЖИНИРИНГА

Только спустя 20 лет после обретения независимости власти Армении "осмелились" (выражение принадлежит главе правительства Тиграну Саркисяну. — А.А.) проявить политическую волю к восстановлению на новой, экспортоориентированной основе индустриального потенциала страны и в целом к проведению осмысленной государственной промышленной политики. В разрабатываемой Министерством экономики РА соответствующей стратегии, которая параллельно активно обсуждается промышленниками, предпринимателями и экспертами, нашли место 11 перспективных отраслей, которым в той или иной форме будет оказываться государственная поддержка. Среди этих отраслей, причем в числе 3 первоочередных, значится и прецизионный инжиниринг, то есть потенциальный кластер сохранившихся в стране предприятий станко-, инструменто- и приборостроения.

СРЕДИ НАСТРОЕНИЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, повидавших за два прошедших 10-летия "и не такое", пока доминируют не слишком восторженные. Вот почему мы решили представить авторитетное мнение относительно возможностей восстановления приборостроения в Армении Роберта САРГСЯНА — человека, проработавшего в отрасли 23 года и прошедшего путь от технолога, конструктора, главного технолога, главного инженера до заместителя гендиректора по производству и, наконец, директора ереванского завода "Электроточприбор" (это предприятие вместе с филиалами обеспечивало работой 2000 человек). Возможно, предложения опытного промышленника (а он, кстати, и сегодня руководит одним из предприятий, но уже не имеющим отношения к рассматриваемой сфере. — А.А.) покажутся интересными и найдут свое место в дорабатываемом сегодня стратегическом документе. Но прежде — краткая справка о том, что было…

В бытность СССР Армения по количеству приборостроительных заводов и объемам соответствующей продукции занимала среди 15 республик 3-е место, уступая только России и Украине. Мощные предприятия названного профиля действовали в Ереване, Ванадзоре, Гюмри, Абовяне, Севане, Раздане, а их филиалы — в Эчмиадзине, Горисе, Гаваре, Мегри, Ехегнадзоре и некоторых других местах. Кроме того, в нашей столице действовал всесоюзный институт "Специальное конструкторское бюро", который разрабатывал для указанных предприятий чертежи новых приборов и изготавливал их образцы. Продукция армянских приборостроителей использовалась практически во всех отраслях экономики — на атомных, гидро- и теплоэлектростанциях, в "оборонке" и т.д. (вес приборов колебался от 300 г до 5 кг). Непосредственно перед развалом Союза произведенные в Армении приборы использовались на 10 тыс. предприятий огромной страны. Кроме того, эта продукция отправлялась на экспорт в 40 зарубежных государств.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ В АРМЕНИИ, учитывая ее современные условия, очевидна — и вряд ли кем-либо может быть оспорена. Отрасль неметалло- и энергоемка, зато трудоемка, то есть способна обеспечить работой десятки тысяч людей, причем преимущественно молодых, ведь окончательная сборка приборов требует острого зрения и концентрации внимания. По словам Р.Саргсяна, при всем уважении и важности сферы ИТ она способна обеспечить работой на порядок меньше людей, чем приборостроение. Что же касается ныне развитых в Армении производств различных вод, соков, консервов, пивной и иной алкогольной продукции, то они не в состоянии гарантировать безопасное и стабильное развитие страны. Кроме того, приборостроение — экологически чистая отрасль. И наконец, в международной практике принято относить страны с современным приборостроением к ряду стратегически развитых, передовых в научно-техническом отношении, так как такие государства сами создают средства производства, а не используют таковые, приобретая у других стран. Таким образом, программа восстановления приборостроения будет работать еще и на имидж страны, повышение ее авторитета на международной арене.

Роберт Саргсян предлагает "не изобретать велосипед", а применить по отношению к приборостроению "мини"-программу Маршалла для послевоенной Германии, что позволит Армении за 2-3 года вернуть статус промышленной страны (у промышленника имеются более подробные тезисы, расчеты и факты. — Ред.).

— Исходя из того, что собственники приборостроительных заводов до сих пор по разным причинам не смогли самостоятельно организовать работу предприятий на полную или близкую к ней мощность, по большей части пробавляясь их задействованием в пределах 10-15%, этой отрасли необходима государственная поддержка, — говорит Роберт Саргсян. — Последняя может быть оказана в различных формах. К примеру, государство финансирует перезапуск заводов при условии, что 80% прибыли достанутся ему, а 20% — собственнику. Или государство временно приобретает контрольный пакет акций предприятия… Полученные средства, в том числе от местных и международных доноров, должны направляться на приобретение новых станков и технологий, организацию маркетинга и подготовку кадров…

ПО ПОДСЧЕТАМ ПРОМЫШЛЕННИКА, НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОЙ ОТРАСЛИ понадобится не так уж много денег — примерно $75 млн (для сравнения: половину полученного от России кредита размером в общей сложности $500 млн правительство Армении так или иначе использует для поддержки отдельных предприятий. — А.А.). Разумеется, прежде чем отпускать финансирование отрасли (в данном случае — подотрасли) прецизионного инжиниринга, необходимо для каждого такого предприятия разработать "прецизионный" бизнес-план, внятную и реалистичную инвестиционную программу. А чтобы управлять и координировать работы по восстановлению в стране приборостроения (если шире — прецизионного инжиниринга), необходимо создать при правительстве Армении Государственный комитет приборостроения. Понятно при этом, что в начальный период сбыт продукции армянских приборостроителей в основном будет осуществляться на территории Российской Федерации. Ну а там глядишь…