Логотип

КАБЕЛЬ РАЗДОРА

Надежная защита прав собственности и вывод из тени неналогооблагаемых сумм — вот две важнейшие задачи государства, на которых оно, собственно, и держится. Всем известно, насколько остро стоит в республике вопрос собираемости налогов, которая в наступившем году должна быть выведена на качественно иной уровень. Между тем в судебной практике нередко встречаются так называемые конфликтные экономические дела, спорить по которым представляется совершенно излишним. Настолько все очевидно…

В какой-то момент собственникам СП ЗАО "АрНИИКП" — ОАО "ВНИИКП" (51%) и ЗАО "ЕрНИИКП" (49%) — стало очевидно, что кабельной промышленности (КП) в Армении пришел конец, но чтобы продать совместный институт, необходимо было одной из сторон иметь как минимум 75% пакета акций. Поэтому было решено вынести на продажу единый пакет акций, для чего оформляется договор купли-продажи, согласно которому ЕрНИИКП (армянский собственник) по номинальной стоимости передает свои 49% акций ВНИИКП (российский собственник), а уж тот должен был продать полный пакет акций. При этом стороны фиксируют в соглашении от 30.04.2009г. (соглашение N 1), что в случае продажи 100%-ого пакета акций совместного предприятия "АрНИИКП" или недвижимости, других дорогостоящих активов СП, во-первых, ВНИИКП обязуется перечислить ЕрНИИКП доходы в размере 49% от продажи акций и, во-вторых, при заключении сделок согласовывать уровень цен, причем при несогласии с ценой ЕрНИИКП вправе осуществить обратный выкуп своего пакета акций по цене продажи. Кажется, все предельно ясно…

Стороны фиксируют в соглашении, что считают целесообразным осуществить продажу 100% пакета акций АрНИИКП по цене не менее $2,5 млн. И главное, что такой покупатель находится, но российская сторона почему-то не продает пакет акций по этой заманчивой цене, утверждая, что его рыночная стоимость выше, однако, спустя какое-то время реализует его за… 120 млн драмов (на тот момент примерно $320 тысяч), хотя рыночная цена проданных строений и земли, по оценке специалистов, достигала и вовсе $4-4,5 млн. Более того, в цену продажи включена и кадастровая стоимость земли в размере более 66,7 млн драмов. Получается, что с учетом выплаченных налогов продавцу вообще ничего не остается? Нонсенс и сплошная "благотворительность"! Причем российская сторона производит отчуждение активов и материальных ценностей СП тайно, без согласования с другим, армянским, акционером СП.

При этом примечателен целый ряд нюансов в поведении российской стороны. Когда армянская сторона заподозрила российского партнера в нечестности и в угрозе потери своих прав собственности, то сразу же обратилась в суд, который до окончания следствия наложил арест на акции СП. Но, несмотря на идущий судебный процесс, российская сторона выводит из-под акций материальные активы и отчуждает их, тем самым обманывая и сам суд. Более того, при продаже покупателю сообщается, что никаких споров и конфликтов вокруг собственности не имеется — и это в то самое время, когда, повторимся, судебный процесс находится в самом разгаре.

Как бы то ни было, на все последующие запросы армянской стороны генеральный директор ВНИИКП Г.Мещанов отвечает лаконично, однообразно и… абсурдно: "Согласно п. 1 соглашения между ВНИИКП и ЕрНИИКП от 26.04.2010г., подписанного доверенным лицом от ЕрНИИКП, действие соглашения от 30.04.2009г. утратило свою силу. ВНИИКП выполнило свои обязательства в полном объеме и надлежащим образом". То есть якобы спустя год после соглашения N 1 между сторонами было заключено какое-то другое соглашение, коим аннулировалось предыдущее. Но весь абсурд в том, что ЕрНИИКП никого не уполномочивало подписывать новое соглашение. Более того, там этого соглашения… и в глаза не видели.

Далее на все запросы армянской стороны по поводу "таинственного" соглашения, на просьбы предоставить его копию Г.Мещанов отвечает, что "в виду конфиденциальности достигнутых договоренностей предоставление копии соглашения считаю невозможной". При этом он любезно сообщает, что это соглашение было подписано в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон. Ну не бред ли?! Ясно одно: российская сторона путем разных уловок пытается откреститься от соглашения N 1 с целью избежать выполнения принятых на себя обязательств. К примеру, ВНИИКП вдруг объявляет, что не принимает это соглашение, так как оно не было представлено на утверждение совета директоров СП — и это при том, что оно было утверждено на общем собрании акционеров, которое выступает высшим органом управления компанией.

Словом, мошенническая схема налицо. Завладев акциями армянской стороны и в одностороннем порядке "аннулировав" соглашение N 1, российская сторона продает активы СП и всю выручку кладет в свой карман, не желая делиться с другим собственником совместного предприятия. При этом и дураку ясно, что цена продажи, которая далеко отстает от рыночной стоимости этих активов, — это минимальная величина, зафиксированная с целью уклонения от выплаты полного объема налогов. На деле же эта цена, скорее всего, вполне рыночная, ведь не дети же в самом деле сидят во ВНИИКП.

Как бы то ни было, в результате незаконной сделки армянская сторона лишается причитающейся ей суммы, а государственный бюджет РА недополучает солидные поступления по линиям НДС и налога на прибыль в размере примерно $1 млн. Шутка ли? Теперь со всем этим предстоит разбираться суду, полиции и Комитету по госдоходам при правительстве РА…