— Г-н Андреасян, вы говорили о формировании в Армении качественно новой ниши рынка аудита. Что вы имеете в виду, учитывая то обстоятельство, что в республике многие годы работают такие международные гиганты, как KPMG или Grant Thornton?
— Прежде хочу подчеркнуть, что любая действующая на местном рынке аудиторская компания уже сформировала свою нишу, что обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, это потребность в множественности, разнообразии услуг. Армянские коммерческие организации действуют не только на внутреннем рынке, но и все смелее выходят на рынки внешние, завязывая партнерские отношения с зарубежными субъектами, тем самым растет их потребность в расширении спектра необходимых услуг. Меняется сам характер пользования услугами — от единичных, фрагментарных, отдельных к комплексным, куда, в частности, входят и аудит, и финансово-налоговый консалтинг, и управление человеческими ресурсами, и реструктуризация бизнеса, и управление финансами и т.д. Таким образом, аудиторские компании с потенциалом предоставления комплексных услуг получают возможность формировать и расширять свою нишу.
Второе обстоятельство — это соотношение цены и качества услуг. Если в этом плане говорить о "Большой четверке" международных аудиторских компаний, то цены на услуги под их брендами сформировались в определенном диапазоне. Что же касается "Би-Ди-О", то это 5-я крупнейшая компания в мире аудиторских услуг — и мы во всех 1118 офисах, действующих под брендом BDO, имеем возможность проводить более гибкую ценовую политику. То есть мы предоставляем наши услуги по усредненным ценам, учитывающим специфику рынка и сформировавшееся региональное ценообразование. Конечно же, при соблюдении высоких стандартов качества предоставляемых услуг, обусловленное 50-летней историей бренда, сформировавшимся самым современным набором аудиторских инструментов, а также основанной на наилучшей международной практике методологией. BDO имеет определенные преимущества, предоставляя услуги того же качества по более приемлемым ценам.
Могу также добавить к сказанному то, что помимо аудиторских, смежных с ними и консалтинговых услуг BDO имеет также солидный опыт применения управленческих ИТ-решений в сфере бизнеса и создания информационных баз, необходимых для оптимизации ведения бизнеса и принятия решений. Мы полагаем, что в Армении можно сформировать спрос на подобного рода услуги, к которым на сегодня в республике пока нет полномасштабного подхода, поскольку тут стоит задача не просто программирования, но и четкого выстраивания бизнес-процесса. И наконец, ясно, что определенные изменения в законодательстве ведут за собой и появление новых услуг, которые могут быть обязательными.
— Когда представители BDO говорят о возможности приобретения в Армении и других активов, идет ли речь о профильных компаниях, банках или предприятиях промышленности?
— Речь в данном случае идет только о компаниях, вовлеченных в предоставление аудиторских и консалтинговых услуг. BDO всегда открыта для сотрудничества перед компаниями, имеющими соответствующий опыт, знания и ценности и проявляющими заинтересованность в присоединении для работы под единым брендом. При этом BDO учитывает наличие у таких компаний опыта работы на местном рынке, реализованные на рынке программы, перечень клиентов и, конечно же, качество предоставляемых услуг. Наши партнеры из BDO не скрывали, что до приобретения ЗАО "Америя Аудит", на основе чего и была сформирована компания "Би-Ди-О Армения", они изучили местный рынок, вели переговоры об этом и с другими аудиторскими компаниями, однако для последних камнем преткновения становилась необходимость передачи права решающего голоса на сторону. Мы же пошли на этот шаг ради расширения нашего профессионального опыта, обретения новых знаний и умений — а у BDO имеются соответствующие возможности и компетенция для повышения профессиональной квалификаций и знаний сотрудников — а также с целью овладения современным инструментарием и методологией.
— Судя по всему, для аудиторских услуг в Армении ныне созданы действительно комфортные условия. С одной стороны, правительство обязало крупные компании ежегодно проходить аудит, а с другой — ужесточило условия лицензирования аудиторских компаний. Если впадать в частности, то здесь же следует, к примеру, отметить и обязательный переход армянских хозсубъектов на МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). А какие еще возможности для расширения рынка вы бы указали?
— После соответствующих изменений в законодательстве относительно обязательного ежегодного аудита крупных хозяйствующих субъектов в Армении количество аудиторских компаний и частных аудиторов выросло, причем некоторые из них создавались под обслуживание конкретных бизнесов, при этом даже не имея офисов, с количеством аудиторов в 1-2 человека. Все это привело к искажению рынка, поскольку аудит не допускает какой-либо заинтересованности при вынесении заключений, должен быть полностью исключен конфликт интересов. Отрадно, что дальнейшее изменение закона в конце 2011 года ограничило число аудиторских компаний: частные аудиторы вообще были лишены права заниматься аудиторской деятельностью, а в компании-юрлице количество сертифицированных специалистов было установлено на уровне не менее 5-и, из которых 3 должны были работать только в ней, без совмещения с работой в другой фирме.
При этом отмечу, что сегодня трудно изменить представления бизнеса об истинном предназначении качественного и объективного аудита. Выводы последнего должны быть абсолютно достоверны. Кроме того, как я уже отметил выше, спектр услуг профессионального аудита и консалтинга постоянно расширяется, включая на сегодня, к примеру, оценку стоимости бизнеса по международным стандартам и многие другие услуги.
— Как вы оцениваете соответствующее законодательное поле в Армении? В каких направлениях его можно совершенствовать?
— Как уже было сказано, в конце прошлого года законодательное поле в Армении претерпело некоторые изменения в сторону ужесточения. Однако, исходя из вышесказанного, думаю, что необходимо также ужесточение в плане исключения ситуации, когда создается аудирующая организация, которая тем или иным образом аффильирована с объектом исследования и, следовательно, заинтересована в результатах аудита. В нашей практике достаточно случаев, когда представители бизнеса заказывают аудит с целью формального соблюдения требований закона, при этом "он должен быть дешевым, быстрым, качественным и непременно положительным". Сегодня многие не представляют, насколько трудна и ответственна работа аудитора.
Как бы то ни было, поле постепенно упорядочивается и становится все более регулируемым. Повторюсь, единственная проблема, которая сегодня очевидна, это, так сказать, присутствие конфликта интересов, что снижает у заказчика ценность аудита. Представители бизнеса должны понять, что аудит — это не просто формальность, требование закона, ведь он необходим также в случаях, когда компания стремится расширяться, выходит на внешний рынок, привлекает к участию в компании зарубежного партнера, вовлекается в международные кредитные отношения и т.д.
