Логотип

Тигран ДАВТЯН: «ЭТО ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ИЗ ПРОЗАСЕДАВШИХСЯ»

На фоне громких предвыборных обещаний различных политических сил относительно создания в Армении десятков и сотен тысяч рабочих мест достаточно скромно и совсем не помпезно выглядит недавнее заявление главы государства Сержа Саргсяна о том, что в период мирового экономического кризиса "мы не только сумели сохранить рабочие места, но и нарастили их"… Добавлю к этому и собственное наблюдение экономического обозревателя: если раньше чиновники, ответственные за развитие экономики, узнавали о конкретных предприятиях из сообщений СМИ, так как совершенно не представляли себе, где что есть и как это работает, то с началом глобального кризиса ситуация резко изменилась. Чиновники, так сказать, пошли в народ, наладили связи с конкретными предприятиями, так что теперь нередко налицо обратная ситуация: уже они могут посоветовать, указать место и дать контакты того или иного работающего предприятия…

О главной проблеме, волнующей людей больше всего — обеспечении массовой занятости населения, а также о разнице между обещаниями и делами, — наше интервью с министром экономики, членом Республиканской партии Армении Тиграном ДАВТЯНОМ.

Будет промышленный бюджет

— Г-н министр, нет лучшего пути для образования новых рабочих мест, чем содействие экономике, в которой эти самые места и создаются. С какого же момента государство начало непосредственно стимулировать экономику? Какие новые инструменты в этом плане предполагается применять?
— С началом глобального кризиса власти в качестве противодействия ему приняли решение проводить в экономике так называемую расширительную политику, в контексте которой хозяйствующим субъектам предоставлялись определенные налоговые послабления. Речь об отсрочке НДС, которой в рамках своих инвестиционных программ (одобренных правительством) могли воспользоваться хозсубъекты, ввозящие в Армению оборудование на сумму свыше 300 млн драмов, а также о режиме "временного импорта". Эти налоговые послабления нельзя назвать полноценными льготами — скорее, это налоговые инициативы, так как они не освобождают хозсубъекты от уплаты налогов, а продлевают сроки выплат с тем, чтобы они сперва организовали производство, а уж потом выплатили налоги. Эти налоговые инициативы продолжаются и сегодня.

Государство скоро начнет применение льготного режима СЭЗ (свободная экономическая зона) в международном аэропорту "Звартноц" и на базе завода "Марс" (на днях предусматривается подписание первого договора с организатором этой высокотехнологичной промышленной зоны — компанией "Ситроникс"). Кроме того, продолжается непосредственное финансирование экономики, то есть инъекция по различным каналам бюджетных финансовых средств в экономику. К примеру, только через специально созданное государством УКО (универсальная кредитная организация) "МСП инвестиции" уже размещено порядка 4 млрд драмов, посредством которых профинансировано четыре десятка проектов в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). При этом у нас нет чисто коммерческой задачи извлекать из этого наибольшую прибыль, поэтому мы не повышаем ставки с целью стимулировать экономику. Более того, мы сейчас подумываем о задействовании механизмов субсидирования именно промышленных кредитов. Если сегодня кредиты выдаются по ставке 11-12%, то государственное субсидирование 2-3% приведет к ситуации, когда на рынке появятся долгосрочные кредитные ресурсы для реального сектора, а точнее, для промышленного производителя, по невиданной ранее ставке. Такого капитала в банковской системе Армении на сегодня нет. Это, в частности, приведет к оттоку капитала из торговли в промышленность.

И еще одна новость. Мы сейчас обсуждаем возможность закладывать в госбюджет финансовые ресурсы на промышленное развитие. Такого в новый период независимой Армении никогда не было. Может быть, это в первое время будут и относительно небольшие деньги, но, во-первых, их можно из года в год по мере возрастания возможностей наращивать, а во-вторых, они позволят привлечь, аккумулировать на условиях софинансирования финансовые средства международных доноров и частных инвесторов с тем, чтобы усилить поддержку и придать новые импульсы промышленному развитию страны. Как известно, государство каждый год закладывает в бюджет средства на развитие сфер ИТ и туризма — соответственно 50 млн и 80 млн драмов. Так вот имеется идея ежегодно определенные средства предусматривать и на промышленное развитие, начав, скажем, с 300 млн драмов.

Возвращаясь к УКО "МСП инвестиции", прошу обратить особое внимание на то, что его бенефициариями становятся не только малые, но и средние предприятия. При всей важности социальной миссии малого бизнеса именно средний как нельзя более адекватен условиям нашей страны, ведь именно субъекты среднего бизнеса проявляют наибольшее стремление к развитию, создавая на каждом предприятии по 150-250 рабочих мест. То есть в аббревиатуре "МСП" нельзя забывать о второй букве: средний бизнес должен стать одной из важных несущих конструкций экономики страны.

— И скольким же таким предприятиям оказана государственная поддержка?
— За последние пару лет реальное содействие в той или иной форме получили 62 предприятия (не считая, конечно, порядка тысячи предприятий малого бизнеса). Это либо построенные совершенно новые производства, либо уже действовавшие предприятия, в которые были вложены значительные инвестиции, в результате чего они полностью модернизировались, обзавелись совершенно новыми, современными технологиями и соответственно вышли на абсолютно иной уровень мощностей и в целом возможностей. Это те самые, как говорится, у всех на устах компании — "ЭлБат", "Спайка", "Витамин-Е", "ВКС", "Нью Пласт", "Арарат", "Бига", "Арпимед", "Евротерм", "Ликвор" и другие. Они-то как раз преимущественно и выступают субъектами того самого среднего бизнеса, причем многие компании продолжают свои программы развития, направляя правительству после завершения своих инвестпрограмм уже повторные заявки, то есть продолжая расширяться. Эти компании активно работают с правительством, инвестируют при нашей поддержке в свои производства. Хочу лишний раз подчеркнуть, что речь идет о предприятиях, соответствующих лучшим международным стандартам как в плане технологий, так и организации бизнеса. Это не то, что где-то что-то подремонтировали, а теперь выдают за новые производства.

Чиновники-ньюсмейкеры

— А как это выражается в количестве рабочих мест?
— В настоящее время только на указанных 62 промышленных производствах трудятся 18 тысяч 798 человек, причем 2,5 тыс. рабочих мест созданы только благодаря введенному механизму отсрочки НДС. Прошу заметить, что этот солидный потенциал у нас создан в достаточно сложный период мировой конъюнктуры, — в условиях высокой турбулентности и неопределенности глобальной экономики, когда многим странам не то что добавлять, но и сохранять имеющееся зачастую оказывается не под силу. То есть при некоторой стабилизации мировой экономики можно рассчитывать на возрастание темпов, активизацию различных инвестиционных проектов в реальном секторе.

Уже в настоящее время мы каждый месяц задействуем по 3-4 предприятия. Так, 20 апреля мы открыли высокотехнологичное предприятие компании "Астра" по выращиванию гигантских, до 60 кг, синтетических кристаллов. В начале мая в Чаренцаване состоится презентация текстильного предприятия, с которым вошла в партнерские отношения итальянская La Perla. Таким образом, теперь мы конкретно знаем местонахождение тех или иных промышленных предприятий, объемы инвестиций, сроки, то есть, образно говоря, владеем конкретными адресами, по которым открываются новые рабочие места. И все это, повторюсь, происходит не само по себе, а при непосредственной деятельной поддержке государства.

Между прочим, недавно я услышал сообщение, согласно которому в непростых посткризисных условиях наибольший рост ВВП удалось обеспечить Китаю, Индии и России с 4,2%-ным ростом. Но в Армении по итогам прошлого года зарегистрирован 4,6%-ный рост ВВП, что несколько больше российского показателя… А по росту промышленного производства у нас и вовсе двузначные темпы роста — по нынешним временам очень большая редкость во всей мировой экономике. Да, нужно принимать во внимание ту оговорку, что рост происходит с достаточно низкой базы, однако позитивная динамика несомненна.

— В предвыборной гонке часто звучат обещания решить проблему массовой занятости в стране. К примеру, "Дашнакцутюн" обещает открытие 200 тысяч рабочих мест…
— Во-первых, хорошо бы знать, за какой период предполагается это сделать. И во-вторых, нужно знать конкретные "точки роста" — где, в каких отраслях, на каких предприятиях и каким образом возможно открытие массовых рабочих мест. Мы конкретно в этом участвуем, технически в это вовлечены. Мало иметь желание: лично у меня желание открыть еще больше рабочих мест, но ведь нужно считаться с реалиями и возможностями. Упомянутые мной 62 предприятия — это свершившийся факт, который, как я уже отметил, будет иметь продолжение и в дальнейшем. Это то реальное дело, которое РПА удалось претворить на практике: говорю "РПА", имея в виду, что указанный экономический блок курирует по вертикали именно Республиканская партия.

Что же касается ближайшего будущего, то на открытие новых массовых рабочих мест направлена и утвержденная правительством в конце прошлого года стратегия ориентированного на экспорт промышленного развития. Сформированы соответствующие структуры: к примеру, 20 апреля мы провели уже 2-е заседание Промышленного совета при премьере РА. Хочу сказать, что мы не только обещаем, но и реально это делаем. То есть правительство не занимается какими-то чисто теоретическими выкладками, не просто и не только заседает и принимает различные концепции, стратегии и программы, но и реально воплощает их на практике. Очевидно, что это правительство не из "прозаседавшихся". В противовес нам мало кто сегодня может положить на стол реально подкрепленные проекты по созданию рабочих мест, а сказать можно все что угодно.