Уже много лет 17 ноября отмечается в Азербайджане как день возрождения. Напомним, в этот день в 1988 году на площади Ленина в Баку собралась растущая с каждым часом толпа. Главными лозунгами "митингантов", как их называли в Баку, были "Смерть армянам" и "Карабах наш". Известие о бакинских сборищах моментально облетело всю Азербайджанскую ССР, и уже через день-два митинганты нашлись во всех без исключения городах и поселках этой республики. Лозунги, как и налитые кровью глаза провинциальных митингантов, ничем не отличались от бакинских. Та же жажда крови и смерти, те же пустые глаза, то же животное упоение возможностью безнаказанно грабить, убивать, насиловать.
21 ноября в одночасье начались массовые погромы и убийства армян по всей территории советского Азербайджана. Закаталы и Гандзак, Шамхор и Мингечаур, Ахсу и Нухи, Ханлар и Казах — везде опьяненная кровью толпа врывалась в армянские дома, грабила и насиловала, убивала и жгла. Везде, кроме Сумгаита и самого Баку. Бакинских армян "приберегали" до особого случая. А сумгаитских армян многотысячная толпа подонков и убийц резала и жгла еще в феврале 1988 года, после чего их в городе, естественно, не осталось.
Официальным поводом для ноябрьских погромов армян, приведших к депортации свыше двухсот тысяч коренных жителей края, была защита экологической ситуации в Карабахе. Недалеко от Шуши, по другую сторону каньона, в местечке, исстари называемом армянами Хачин Тап, строился цех по сборке алюминиевых изделий. Однако азербайджанские ученые, игнорируя общеизвестный факт того, что сборочный цех никак не может повлиять на экологию, выразили протест против строительства цеха. Протест, построенный на откровенной лжи и дезинформации. В своеобразное соревнование по измышлению и лжи включились ученые чуть ли не всех отраслей науки.
Этнографы писали о непреходящем значении Хачин Тапа для всего азербайджанского народа, ибо "именно на этом клочке земли и формировался этногенез азербайджанского народа", историки рассказали, что именно здесь "одерживались наиболее крупные и значительные победы азербайджанцев". Словом, Куликово поле азербайджанцев. И никого не интересовало, что первые тюркские кочевые племена в Арцахе впервые появились лишь в XIV веке, что историкам так и не удалось припомнить хотя бы одно сражение на этом месте.
Биологи писали об уникальных шестикрылых бабочках, сохранившихся на Земле исключительно в Хачин Тапе, а ботаники — о реликтовых лесах, растущих здесь тысячелетиями. На самом деле Хачин Тап представлял собой голый овечий выгон и таковым и служил для жителей армянского села Шош. То, что в Хачин Тапе не было ни лесов, ни порожденных фантазией азербайджанских ученых шестикрылых бабочек, подтвердили авторитетные ученые из Москвы, не замедлившие прибыть в регион. Но все было зря. Молох инстинкта азербайджанской толпы требовал жертв, а любовно заточенный топор — кровавый фактор азербайджанской демократии — уже пристроился за пазухой.
"Карабах наш!" — исступленно орала толпа, подавляющее большинство которой и представления не имело, где он находится, этот самый Карабах. Зато все они прекрасно знали, где живут армяне. Жэки и паспортные столы услужливо предоставляли им адреса армян, чтобы, упаси бог, ни один из них не смог избежать "праведного гнева" азербайджанской толпы. "Смерть армянам!" — брызгая алчной слюной, визжали старики и молодые. Огонь и топор. Топор и огонь. Их несли в армянские дома неделями не мывшиеся насильники и убийцы. Они не находились под влиянием наркотиков, как наивно иногда пытаются объяснить нечеловеческую жестокость. Убийцы и насильники находились под властью вырвавшегося на свободу национального инстинкта.
Будучи непосредственным участником ноябрьских событий в Гандзаке, свидетельствую: в убийствах и погромах армян участвовало практически все тюркское население Азербайджанской ССР. Одни убивали и насиловали, другие грабили и жгли, третьи, наиболее слабые и немощные, мародерствовали. Пережившие ноябрьский ад армяне часто с непреходящей благодарностью вспоминают своих соседей и друзей-мусульман, укрывавших их от озверевшей толпы. Несколько таких случаев известны и мне. Но все они связаны не с тюрками, а с талышами, аварцами, лезгинами, удинами. Это они помогали армянам, рискуя собственной жизнью, укрывали их от нелюдей с топорами. И не только потому, что сами по сути являются порабощенным на собственных землях народом, но еще и потому, что вырвавшийся на волю тюркский инстинкт ужасал их не меньше, чем непосредственных жертв.
Сегодня кое-кто в Азербайджане предлагает переименовать "день возрождения" в "день национального единства". Думается, что эти предложения исходят из желания переложить ответственность тюрок за содеянное на представителей коренных народов. Хотя, конечно, отмечаемый в Азербайджане день возрождения носит усеченное название. 17 ноября правильнее было бы назвать днем возрождения тюркского инстинкта. Ибо этот кровавый инстинкт действительно несколько десятков лет до определенной степени подавлялся советской властью.
P. S. На днях Сумгаит был указан в числе наиболее загрязненных городов мира. Практически в тот же день И. Алиев получал "экологическую" премию Немецкого фонда Михаила Зукова. Выступая на презентации премии, президент Азербайджана нагло переврал содержимое доклада миссии ОБСЕ, а также обвинил армян в уничтожении природы Азербайджана. "20% азербайджанских земель оккупированы Арменией. Ситуация на оккупированных землях крайне тяжелая. Силы, оккупировавшие азербайджанские земли, не только стерли с лица земли нашу историю, национальные и религиозные памятники, но и нанесли большой ущерб нашей природе".
Вам это ничего не напоминает?