Статус беженца подтверждается числом перерегистраций в компьютерном центре Агентства по миграции. Такой порядок агентство установило по своему разумению, не задумываясь о том, сколько дополнительных сложностей создает людям, чьи проблемы призвано разрешать
В отличие от гражданина Республики Армения, который, согласно Конституции РА, обязан в установленном возрасте выполнить свой воинский долг перед Родиной, беженец в соответствии с Законом РА "О беженцах" (статья 18, пункт 6) имеет право служить в Вооруженных силах Армении лишь на добровольных началах. Данное положение Закона РА "О беженцах" полностью соответствует требованиям Конвенции ООН "О беженцах" (1951г.) и протоколу 1967 года.
Вышеотмеченные документы де-юре регламентируют права и обязанности беженцев. Однако на практике в результате деятельности соответствующих государственных органов, несущих ответственность за реализацию "духа и буквы" закона, имеет место нарушение прав беженцев.
Суть проблемы заключается в том, что наши соотечественники, насильственно депортированные из Азербайджана в Армению в период с 1988 по 1992 годы, при взятии на учет получали "семейные удостоверения", которые не являлись документом, несущим "право-процессуальную нагрузку", и не отвечали международным стандартам.
Одновременно с "семейным удостоверением" беженец должен был представить паспорт советского образца. Более того, принимая во внимание тот факт, что многие беженцы при бегстве из Азербайджана не имели возможности взять с собой свои документы, правительство Армении приняло решение о предоставлении нуждающимся новые паспорта советского образца определенной серии. В решении правительства РА "О порядке выдачи удостоверений беженцев и утверждении проездных документов" "семейные удостоверения" частично были заменены на индивидуальные удостоверения, отвечающие требованиям международных стандартов.
Почему же частично? Потому что беженцы со своими семьями из-за тяжелого социально-экономического и бытового положения в родном отечестве выехали за пределы республики, имея на руках "семейные удостоверения" беженца и паспорт советского образца. Те беженцы, которые каким-то путем сумели получить гражданство страны пребывания, свою проблему решили и имеют гражданский статус (по данным IOM — международной организации миграции, лишь порядка 100-120 тысяч человек из Армении за последние 15 лет получили за рубежом гражданство иностранных государств).
Выдав беженцам удостоверения нового образца, Управление по вопросам миграции и беженцев (ныне Агентство по миграции) установило порядок, при котором беженец обязан перерегистрироваться в подведомственном ему компьютерном центре. И это не может не вызвать массу вопросов. Во-первых, "новый" порядок перерегистрации не является нормативным актом, утвержденным решением правительства РА. Во-вторых, "новый" порядок перерегистрации не был доведен до каждого беженца в установленном порядке. И, самое главное, если беженец в период с 1988 по 1992 годы был взят на учет и его данные находятся в компьютерном центре, для чего ему в 1991, 1994, 1998, 2000 и 2001 годах (каждые четыре года) вновь перерегистрироваться? А в случае если он по какой-либо причине не имел возможности осуществить решение Управления по вопросам миграции и беженцев, ему только через суд придется подтвердить свой статус беженца.
С другой стороны, многие территориальные военные комиссариаты с 1992 года без всякого на это законного права ставили беженцев на воинский учет как военнообязанных лиц. Поскольку эти беженцы, впоследствии выехав из Армении, не имели в дальнейшем возможности получить индивидуальные беженские удостоверения и не явились на перерегистрацию в соответствующий орган, автоматически они оказались в статусе уклонистов от обязательной воинской службы и на них "обрушилась" вся рать соответствующих органов. Военные комиссариаты передают их данные в военную прокуратуру, а те, в свою очередь, возбудив уголовное дело, объявляют этих лиц в республиканский или международный розыск.
Казалось, чего же проще, скоординировать действия между территориальными военными комиссариатами, Управлением по вопросам миграции и беженцев, управлением полиции по паспортам и визам и Военной прокуратурой. И самое главное — понять, что если в 1988-1992 годах человек, насильственно депортированный из Азербайджана в Армению, получил статус беженца (вне зависимости от вида выданного ему удостоверения) и зарегистрирован в компьютерном центре, то он является беженцем согласно всем нормам республиканского и международного права.Проблема усугубляется еще и тем, что наши соотечественники-беженцы, находящиеся за пределами республики и изъявившие желание получить по упрощенному порядку гражданство Республики Армения, при обращении в соответствующие консульские службы МИД РА обязаны представить военный билет или справку из территориального военного комиссариата о том, что к ним нет никаких претензий. Данная процедура действует и в странах СНГ, если лицо желает получить гражданство данной страны.
Спрашивается, как быть беженцу? Он выехал из Армении в 1993 году, был поставлен на учет в территориальном военном комиссариате, жил на птичьих правах в одной из стран СНГ, не имел возможности получить новое индивидуальное удостоверение беженца и не приезжал раз в четыре года в родное отечество на перерегистрацию. Что, ему всю жизнь быть лицом без гражданства, имея на руках советский паспорт и "семейное удостоверение" беженца, выданное за период с 1988 по 1992 годы? Все вышеотмеченное и есть те проблемы, которые должны решаться на государственном уровне.
Хотим мы того или нет, но, согласно Конституции РА (статья 113) , "граждане Республики Армения на территории РА и за пределами ее границ находятся под защитой Республики Армения. Армяне по национальности приобретают гражданство РА в упрощенном порядке" (последнее непосредственно касается и наших соотечественников-беженцев).
Что же касается лиц, которые до вступления в силу Закона РА "О гражданстве РА" в течение года приняли гражданство другой страны, то их можно уже не считать беженцами. Хотя до сих пор неясно, сколько человек, депортированных из Азербайджана в Армению в 1988 — 1992 годы, за эти 15 лет эмигрировали из страны, какой гражданский статус они имеют сейчас и т. д. и т. п.
Стоит отметить, что в Армении не прошли перерегистрацию множество беженцев, которые не имели постоянного места жительства. Отсюда напрашивается вывод: процесс перерегистрации не был организован достойным образом. Разве беженец обязан знать, что раз в 4 года должен являться в Управление по вопросам миграции и беженцев? Как видим, механизмы определения постоянного места проживания беженцев очень слабы, поскольку не определены каким-либо правовым актом.
В этой связи хочу отметить, что процесс перерегистрации не стоит проводить в отношении лиц, насильственно перемещенных из Азербайджана в 1988-1992 годах и получивших в этот период в Армении удостоверение семьи беженца, и тем самым ставить под сомнение их статус беженца. В то же время справедливо, если процесс перерегистрации будет проводиться в отношении тех семей беженцев, которые претендуют на получение жилья, для внесения их в списки по жилищной программе. Но и в этом случае механизм перерегистрации должен быть законодательно определен и о начале процесса уполномоченное ведомство обязано известить беженцев.
Для решения этого вопроса государственному ведомству многое предстоит сделать, только тогда беженцы почувствуют себя полноценными членами общества и беспрепятственно, и с готовностью примут гражданство Армении.