Логотип

НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

в кривом зеркале инвестиционного либерализма
Встречали немца, берущего взятки? Трудно даже представить. Мне в студенческие годы повстречался один — только он жил и работал в Ереване. Брал со студентов взятки за рекомендацию для поступления в университеты Германии. У нас среда обязывает — в Армении даже не обремененный армянским менталитетом немец берет взятки. Таким же образом, вступая в неформальные отношения с чиновниками, работают в нашей стране и иностранные инвесторы. Дешевле дать чиновникам из Минохранприроды взятку в $10 тысяч, чем строить на предприятии очистительную систему за $100 тысяч. Но приходит день, когда ущерб окружающей среде становится для тех же чиновников поводом для выдворения инвестора из страны.
Традиция выпроваживать из нашей страны крупных иностранных инвесторов своими корнями уходит в недалекий 2004 год, когда вторая по величине российская авиакомпания "Сибирь" уступила свои акции в компании "Армавиа" партнеру по бизнесу — компании "Мика Армения Трейдинг". Начался же процесс "давления" на сибиряков с обвинения компании в осуществлении рейсов без получения соответствующей лицензии. В результате "Армавиа" якобы задолжала фискальным органам $2 миллиона. Впоследствии оказалось, что проблема не в отсутствии лицензии, а в сроках ее получения и открытия рейсов. В любом случае, больше вопросов у налоговых органов должно было возникнуть к правительству в лице Главного управления гражданской авиации. Странным было и то, что с журналистами активно сотрудничала именно администрация "Армавиа", а в правительстве не спешили выносить обоснованность своих обвинений на суд широкой аудитории. Тем не менее эта запутанная история сама собой разрешилась после того, как Михаил Багдасаров помахал вслед покидающему Армению последнему "сибирскому" самолету. А расставаться с парнями, конкурировавшими с таким гигантом, как "Аэрофлот", за несколько лет возродившими загубленную гражданскую авиацию Армении, активно внедрявшими в отечественную бизнес-практику принципы корпоративного управления и грамотного менеджмента, использующими для развития нашего национального авиаперевозчика широкие возможности "Сибири", действительно было жаль, наверное, и самому Багдасарову.
Хотя вставлять палки в колеса компании "АрменТел" наши чиновники начали задолго до "Армавии", выжить греков удалось лишь год спустя после "Сибири". Ситуация с греческой ОТЕ намного сложнее и запутаннее. Здесь определяющим явилась изначально выданная компании проблемная лицензия N60. Далее имели место заигрывания Министерства транспорта и связи с компанией, суды, разборки, в том числе и на международной арене. То звучали претензии к грекам, то их вдруг не оказывалось. Хотя не вызывает сомнений, что принципы работы греческой администрации не способствовали развитию ни самой компании, ни сферы телекоммуникаций Армении — это однозначно. Но с уверенностью можно утверждать, что в этом была вина не только руководства компании, но и отечественных чиновников, которым на руку был хаос в этой сфере — ловить рыбку легче в мутной воде. Руководители курирующего сферу Министерства транспорта и связи не раз в своих действиях и высказываниях противоречили самим себе. В итоге, набив свои (и не только) карманы сверхприбылью, полученной за счет рядовых граждан, и удачно продав компанию, ушли и греки. А кто следующий?
Судя по всему, очередь дошла до индусов. Но не в национальности дело, а в дорожащем день ото дня на международных биржах золоте. "Араратская золотоизвлекательная фабрика" (AGRC) , которой принадлежат, кроме прочего, и права на разработку перспективного Сотского рудника, на протяжении последних двух лет находится в центре нездорового внимания чиновников. Который раз компании инкриминируется в вину сокрытие золота, точнее — объемов его содержания в руде. Опять же суды, разборки, взаимные обвинения и претензии. То методология расчета содержания золота в руде у индусов не та, то они портят природу, то другое, пятое, десятое. Как будет развиваться ситуация с AGRC, куда собственник компании — британская Vedanata планирует инвестировать $100 миллионов, в настоящем трудно прогнозировать.
Однако теперь с уверенностью можно утверждать, что в случае, если они уйдут, к новому собственнику претензий у чиновников не возникнет, как и в случаях с "АрменТел" и "Армавиа". А все потому, что притесняли и притесняют крупных налогоплательщиков не из-за их "плохой" работы, а просто кто-то "свой" позарился на этот куш. Своей были "Мика Армения Трейдинг", российский "ВымпелКом", "К-Телеком", теперь очередь за уже представленной в Армении некой российской компанией. Согласно информированным источникам, именно последняя проявляет живой интерес к разработке Сотского рудника.(Кстати, косвенным подтверждением этой информации прозвучало и одно из последних заявлений президента России Владимира Путина о том, что российские компании проявляют интерес к горнорудной отрасли нашей страны.) Истории этих компаний схожи друг с другом тем, что в каждой из них фигурировал заказчик, — претендующая на отчуждаемый пакет акций конкретная компания.
В этой ситуации виноваты и уступающие свой бизнес компании. Всеми правдами и неправдами и не совсем честным путем в свое время получившие в разработку ту или иную прибыльную сферу или бизнес в Армении, они ставят себя в ущербное, зависимое положение. Нарушая национальное и международное законодательство, иностранные инвесторы вручают нашим чиновникам весомые аргументы против себя же и при необходимости не могут защитить свои права. А потом, когда появляется заказ, когда кто-то из крупных чинов или олигархов совместно с другими инвесторами положит глаз на чужой бизнес или задумает получить в подобной сделке солидный кусок, в ход идет "разгребание грязи" — начинаются проверки с целью обнаружения криминала, хотя за "грязь" уже было заплачено. Так сложилось в ситуации с "АрменТел", когда ОТЕ подала иск против правительства Армении в Лондонский арбитраж, но отступила на полпути. За свои права активно не поборолась и "Сибирь", не афишируют разногласия с правительством и в AGRC.
Впрочем, случаются и примеры, когда инвесторы, в конце концов, прошли огонь и медные трубы чиновничьего прессинга — только благодаря чистым рукам. С такими поделать ничего не могут — есть европейские суды, есть репутация страны. Так, одна некрупная, занятая в интеллектуальной сфере компания оказалась под колпаком. Проверив и перепроверив ее бухгалтерию, налоговые инспекторы удивились ее законности. Ни много ни мало предложили директору переписать баланс под нулевую прибыль, а "освободившуюся" в результате величину невыплаченных налогов поделить. Но руководство компании отказалось от этой сомнительной сделки, поскольку в этом случае оно оказалось бы на прочном крючке налоговиков. Но этот пример, к сожалению, лишь исключение из правил. А подобные исключения не выгодны нечистым на руку чиновникам, против которых и должна работать прокуратура, защищая интересы государства.
Несмотря на то что в прошлом году Армения по индексу экономической свободы опередила такие страны, как Норвегия или Италия, о либеральности армянской экономики говорить можно с большими оговорками, поскольку методология расчета уровня либеральности экономики не отражает "неуставные" отношения. Именно последние сдерживают многие мировые бренды от вхождения на наш рынок. И сколько ни делай хорошую мину, у плохой игры плохие правила.