в "Истории армянского фортепианного искусства" Шушаник АПОЯН
Недавно издательство Ереванской государственной консерватории выпустило в свет уникальную книгу "История армянского фортепианного искусства. 1850-1920гг. ". В ней содержится богатейший материал, неизвестные до сих пор факты, в том числе о деятельности таких видных музыкантов армянского происхождения, как Карол Микули (Микаэлян, кстати, ученик и редактор произведений Шопена) , Стефан Элмас (ученик Листа) , Елена и Евгения Адамяны (сестры изобретателя цветного телевидения Ованеса Адамяна) , Маргарита Мириманова и другие.
Автор книги — пытливый исследователь, впервые в истории армянской музыки обратившийся к изучению национальной фортепианной культуры, музыковед, педагог, профессор Шушаник АПОЯН. Выпускница Ереванской консерватории (педагог Г. Тигранов) , она продолжила образование в аспирантуре по истории и теории искусств, а затем специализировалась в области истории и теории фортепианного искусства и методики преподавания игры на фортепиано в Ленинградской консерватории у профессора Л. Баренбойма. Уже полвека Шушаник Арутюновна преподает в Ереванской консерватории. Именно она еще в 1957г. впервые разработала и начала вести курсы истории и теории фортепианного искусства, а с 1960г. — методику обучения игре на фортепиано. Благодаря ей была открыта в Ереванской консерватории кафедра истории и теории исполнительского искусства, возглавляемая Апоян с 1980 по 1990гг.
Однако педагогика — только одна сторона деятельности Шушаник Арутюновны, много сил и энергии она отдала музыковедческой работе, изучая пути становления и развития армянской фортепианной музыки. Ее исследования публиковались в разных изданиях. Среди них особое место занимают книги "Фортепианная музыка Советской Армении", "Роберт Андриасян" — о талантливом пианисте и педагоге, "Из истории армянской фортепианной культуры". Ее статьи публиковались в сборниках, издаваемых за рубежом. Большая заслуга Шушаник Арутюновны заключается также в том, что свои профессиональные и человеческие возможности она использовала для сбора новых ценных материалов. Так, встретившись в Германии с известной пианисткой Марией Каламкарян, она получила в дар редкую запись произведений шести представителей семьи Баха. А посетив знаменитый Институт музыкально-эстетического воспитания Карла Орфа в Зальцбурге и работая в архивах Санкт-Петербургской, Московской, Львовской, Тбилисской консерваторий, для пополнения фонотеки Ереванской консерватории и радио привезла много интересных материалов, редкие записи выдающихся исполнителей. В личном архиве Апоян хранятся более 200 писем от известных музыкантов.
Мы попросили Шушаник Арутюновну рассказать о ее последней книге.
— Изучение истории армянского фортепианного искусства — дело всей моей жизни. Первыми, кто помогал мне в этом, были вдова Романоса Меликяна — пианистка и певица Арус Бабалян и ученица, и ближайший друг Комитаса Маргарит Бабаян. Случайно мне попал в руки пригласительной билет на парижский юбилейный вечер Маргарит Бабаян, в котором было упомянуто имя известной пианистки Марии Каламкарян, кстати, в свое время концертмейстера Шаляпина. Я написала Бабаян письмо с просьбой сообщить сведения о Марии, а та передала его пианистке. Ответ не заставил себя долго ждать. Это было началом моей переписки и личного общения со многими музыкантами, живущими за пределами Армении. Немало интересных материалов я нашла в консерваторских библиотеках и архивах разных городов.
— Каждая глава книги посвящена конкретной теме. О чем они?
— Об исторических и общественных предпосылках становления и развития армянского фортепианного искусства, его истоках, о жизни и творчестве талантливых армянских композиторов и пианистов, проживавших в Константинополе. Отдельная глава — об армянских музыкантах, живших и работавших в Западной Европе и России. В других рассказывается о первых музыкальных центрах в Закавказье, о произведениях и музыкальных стилях Никогаеса Тиграняна, Александра Спендиарова, Саркиса Бархударяна. Есть глава, посвященная Комитасу. В книге приведено много до сих пор не известных или малоизвестных фактов, а также редких фотографий из личных архивов музыкантов, публикуемых впервые.
Передо мной стояли две задачи: прежде всего правдиво, на основе новых достоверных материалов, представить начальный период развития армянского фортепианного искусства, его историю. А затем показать, какое важное значение имел период 1850-1920гг. для его дальнейшего развития. На этом фоне в книге представлен вклад современных именитых пианистов — Анны Абакумян, Марджан Мхитарян, Аревик Авдалбекян, Светланы Навасардян, Вилли Саркисяна и других.
— Я знаю, что вы ездили по нашим городам и деревням, по крупицам собирая сведения о предыстории армянского фортепианного искусства. Расскажите об этих поисках.
— Мне было интересно, когда и как в Армении впервые появилось пианино, ведь по этому поводу существовало много "легенд". Мои исследования действительно привели к неизвестным фактам. Уже в конце XIXв. пианино появилось не только в Александрополе (Гюмри) — известном тогда своими богатыми культурными традициями, но и в отдаленных районах — Мегри, Капане, Шуши, Агулисе, куда из Тифлиса, Москвы, Берлина инструмент привозили местные богачи. Так, в Мегри в 1890г. первый раз появилось пианино, привезенное молодой девушкой из Агулиса вместе со своим приданым. В одном из своих писем она написала, что вся деревня ожидала этого события, а потому вначале инструмент был выставлен на всеобщее обозрение на кровле дома. Интересно, что в 1956 году это пианино немецкой фирмы было передано в новую музыкальную школу. Еще один факт: в глухом поселке Джалалоглы (Степанаван) в начале XXв. появился клавикорд фирмы "Дидерихс", который и сейчас выставлен в Доме-музее Степана Шаумяна.
Известно, что долгие годы у Комитаса не было своего инструмента и он сочинял свои произведения на пианино, которое находилось в семинарии Геворкян в Эчмиадзине. В 1909г. известный меценат А. Манташянц преподнес в дар композитору инструмент. Вместе с инструментами в Армении появились и настройщики.
Мне удалось пересмотреть историю возникновения некоторых жанров армянской фортепианной музыки, в частности концертов и детской музыки. Было известно, что первыми армянскими композиторами, писавшими музыку для детей, были Комитас и Саркис Бархударян. Но я выяснила, что еще до них к детской и юношеской музыке обращался Генариос Корганов. Его пьесы были первыми образцами не только в истории армянского, но и закавказского музыкального искусства и впервые были опубликованы в Германии в конце 80-х годов XIX столетия. Поразительный и неожиданный факт: не будучи известными в Армении, они были переизданы в Праге уже во второй половине XXв.
Изучая архив Комитаса, я обнаружила педагогическую литературу для фортепиано, а также теоретические труды известных пианистов, посвященные техническим проблемам игры на фортепиано. Словом, книга по-новому представляет историю армянского фортепианного искусства и как бы подводит фундамент к трудам о музыке советского периода.