Как известно, 12-16 марта в Армении прошла неделя НАТО. В качестве основного лейтмотива обсуждений, проводимых в ее рамках, можно выделить ряд утверждений, характеризующих альянс и его сотрудничество с Арменией. На наш взгляд, ключевыми среди них являются два: попытка представить НАТО в качестве структуры, обеспечивающей международную стабильность и безопасность, во-вторых, утверждение о том, что альянс в настоящее время якобы "трансформировался" и из военно-политической превратился в политическую организацию. Так ли это на самом деле?
Чтобы понять природу блока НАТО, необходимо обратиться к истокам и условиям его формирования. Альянс возник в 1949г. в условиях резкого подъема в Европе левого движения, вызванного победами антигитлеровской коалиции и прежде всего СССР, а также развертывания в годы Второй мировой войны в оккупированных странах Западной Европы движения Сопротивления, в первых рядах которого были коммунисты. Это вызвало беспокойство США в связи с возможностью усиления влияния СССР и смены в ряде европейских стран социально-политического строя в целом. Ответом Вашингтона стала реализация комплекса политических, военных и экономических мер, направленных на обеспечение незыблемости политического строя в Западной Европе, привязки ее государств к стратегическим интересам США. Важнейшими вехами здесь являются Брюссельский пакт 1948г. , создание Западного блока. В экономической сфере отражением данного процесса стала реализация плана Маршалла. В апреле 1949г. состоялось подписание представителями 12 стран Атлантического пакта, оформившего создание блока НАТО.
В статье 2 договора предусматривалось установление более тесного сотрудничества между его участниками в деле совместной охраны существующего общественно-политического строя и в области экономики. Статья 3 предусматривала взаимное содействие его участников всемерному усилению их вооружений. Статья 5 предусматривала сотрудничество, включающее "применение вооруженной силы", которое может иметь место с целью "восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана".(Необходимо отметить, что данная статья предусматривает применение силы без каких-либо полномочий от Совета Безопасности ООН и открыто нарушает Устав ООН.) Статья 9 предусматривала создание уже в мирное время постоянных военных органов блока.
Таким образом, альянс НАТО возник как инструмент вмешательства США во внутренние дела конкретных государств и ограничения их национального суверенитета. Примечательно, что основные технологии по созданию подобных блоков были опробованы во второй половине 40-х годов в Латинской Америке при заключении договора Рио-де-Жанейро в 1947г. и создании Организации американских государств (ОАГ).
В 1952г. к 12 государствам НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955г. — ФРГ, в 1982г. — Испания. Членство в блоке сыграло ключевую роль в деле восстановления развития вооруженных сил ряда государств, в частности ФРГ и Турции.
В 50-е годы начался процесс формирования региональных клонов НАТО — прежде всего Организации центрального договора (СЕНТО, 1955г.) и Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО, 1954г.) , сыгравших впоследствии значительную роль в подавлении освободительной борьбы народов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Уже на заре существования альянса его доктринальная база была тесно увязана с системой военно-стратегических взглядов США. В 50-е годы американская стратегия "массированного возмездия" стала и официальной стратегией НАТО. Она предусматривала, что вооруженные силы блока должны применить ядерное оружие независимо от того, применит его противник или нет. За данной концепцией последовала стратегия "гибкого реагирования" (1967г.) , предусматривавшая подготовку и ведение против соцстран как всеобщей ядерной войны, так и ограниченных войн без применения или с применением ядерного оружия.
Организационно НАТО состоит из политической и военной структур и располагает с 1950г. мощной группировкой Объединенных вооруженных сил (ОВС). В состав ОВС входят ядерные силы на театре войны и силы общего назначения. ОВС НАТО имеют трехкомпонентную структуру и по оперативному предназначению подразделяются на силы реагирования, главные оборонительные силы и войска (силы) усиления.
Здесь мы вплотную подошли ко второму важному аргументу, находящемуся в обращении в современной Армении, — утверждению о трансформации альянса в политическую организацию.
Процесс трансформации блока был начат с окончанием "холодной войны". Его основными вехами принято считать Римский саммит 1991г. и Вашингтонский саммит 1999г. , в ходе которых были приняты две новые стратегические концепции альянса. Их основным содержанием стало расширение зоны ответственности блока и последовательная глобализация его функций. Уже в концепции 1991г. зафиксирована необходимость развития всесторонних связей со странами Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ. При этом характер связей ставится в зависимость от внутренней и внешней политики этих государств и допускается применение силового давления со стороны альянса. Инструментом реализации сотрудничества, в частности, является программа "Партнерство во имя мира". По итогам Стамбульского саммита 2004г. большой акцент делается на расширение сотрудничества с государствами Кавказа и Средней Азии.
В настоящее время речь идет о превращении НАТО в глобальную структуру, обсуждается вопрос о расширении сотрудничества (вплоть до членства) с такими региональными союзниками США, как Израиль, Япония и Австралия. Важнейшим направлением деятельности альянса в XXIв. станет проблема так называемой энергетической безопасности, что по сути отражает готовность НАТО включиться в борьбу за контроль над мировыми энергоресурсами.
Параллельно осуществляется реформирование силовой составляющей блока. Ее значение ни в коей мере не уменьшается, о чем свидетельствует Стратегическая концепция 1999г. , в которой зафиксировано, что "главным инструментом достижения политических целей альянса в XXIв. является мощь Объединенных вооруженных сил блока". В то же время возникла необходимость в реформировании военного потенциала альянса в направлении создания более мобильных сил, готовых к быстрому развертыванию, действиям в самых отдаленных районах мира и способных выполнять задачи по всему диапазону миссий НАТО. Так, в 2006г. было закончено формирование Сил быстрого реагирования (СБР) НАТО. Численность этого боевого формирования составила около 26 тыс. человек. В его состав вошли сухопутный, военно-морской и военно-воздушный компоненты, средства боевого и тылового обеспечения. СБР будут находиться в состоянии постоянной боевой готовности и в течение 5 дней данное формирование можно будет задействовать в любой точке земного шара. Оно способно вести боевые действия автономно в течение 30 дней.
Однако наиболее ярким опровержением тезиса о новом политическом характере блока является практическое воплощение новых доктринальных установок НАТО. За последние 10-15 лет блок осуществил ряд военных акций за пределами своей первоначальной зоны ответственности.
В 1994г. НАТО активно вмешалось в конфликт на Балканах, осуществив военную операцию в Боснии и Герцеговине. В 1999г. НАТО без санкции Совета Безопасности ООН совершило агрессию в отношении Югославии. В ходе продолжавшейся 78 дней войны авиация альянса осуществила 35 тысяч самолето-вылетов, задействовав 900 самолетов тактической и 24 самолета стратегической авиации, целью которых были около 600 объектов поражения. Результатом кампании стало разрушение военного и экономического потенциала Югославии, фактическая аннексия края Косово и последующее расчленение югославского государства. В настоящее время в Афганистане находится 35-тысячный контингент НАТО (ISAF) , ведущий активные боевые действия. Руководством стран-членов НАТО обсуждается необходимость увеличения численности группировки в Афганистане.
Таким образом, думается, что все вышеизложенное опровергает тот образ Организации Северо-Атлантического договора, который пытаются создать в Армении. Сотрудничество с НАТО — возможно и даже, может быть, необходимо. Однако при этом желательно руководствоваться не иллюзиями, а реальным положением вещей.